Училищное начальство
Из-за этих трений мне пришлось перезнакомиться со всем училищным начальством -- уездным и губернским. Уездный предводитель дворянства, по должности председатель училищного совета; учитель городского училища, по должности делопроизводитель училищного совета; протоиерей собора, по положению член совета; благочинный, архиерей, инспектор и директор начальных училищ! Со всеми пришлось говорить о школе и не один раз.
Все это училищное начальство производило впечатление людей забитых и запуганных, ежедневно ждущих неприятностей, робеющих при всяком, самом вздорном доносе.
Инспектор училищ А. Н. Казанский был человек с высшим образованием. Он окончил Петровскую академию и когда-то, несомненно, проявлял серьезные научные интересы. После его смерти семья его продала за приличную цену в Америку собранную им коллекцию бабочек. Сухорукий и очень занятый служебными обязанностями, он, вероятно, собрал ее еще до поступления на службу инспектором. Но и в то время, когда мне пришлось обращаться к нему как к инспектору, он держал у себя на полках, к примеру привести, "Птиц России" Мензбира. Совмещение в моем лице издателя этой книги, местного землевладельца, студента -- слушателя Мензбира и попечителя подведомственной ему школы, вокруг которой сплетаются какие-то интриги, на первых порах его как будто озадачило.
Он, несомненно, искренне желал содействовать налаживанию школы и хотел проявить себя просвещенным администратором перед профессорскими кругами, с которыми, как он видел, мы близки и перед которыми продолжал чувствовать некоторое благоговение. Но он беспомощно робел и перед кляузником о. Константином, и перед высшим училищным начальством. А служба наложила на него такую тень, что он, и не думая, конечно, портить себе в моих глазах, рассказывал мне, как он, объезжая школы, приказывает ямщику подвязывать колокольчики, чтобы внезапно нагрянуть в школу и врасплох захватить учителей.