Стычки марксистов с народниками
Жалобы сельских хозяев на разорение не прекратились и после минования засушливых неурожайных лет. При урожае падали цены на хлеб, и сельские хозяева продолжали стонать от убытков даже при обилии хлеба. СЮ. Витте как министр финансов, осаждавшийся всякими жалобами, прошениями и проектами, пожелал разобраться основательно в положении нашего сельского хозяйства, и в частности, во влиянии цен на хлеб на различные стороны народного хозяйства и на обеспеченность разных слоев населения. Он обратился к группе статистиков с Чупровым и Посниковым во главе с предложением произвести для Министерства финансов соответствующее исследование. Оно и вышло в свет в больших двух томах в 1897 году.
Появление этой книги вызвало целую бурю, что, впрочем, весьма понятно, ввиду тех больших интересов, которых она касалась.
Помещики и крестьяне как производители хлеба, его продающие, естественно, заинтересованы в высоких ценах на хлеб. Но их интересы взаимно противоположны в вопросе о стоимости аренды и рабочих рук, в свою очередь, находящихся в зависимости от цен на хлеб. Рабочие и вообще городское население, покупающее хлеб, очевидно, кровно заинтересованы в удешевлении хлеба. Дело еще осложняется тем, что многие крестьяне для оплаты государственных повинностей бывали вынуждены осенью продавать хлеб, нужный им для пропитания, и весной вновь покупать его уже по повышенным ценам, что ведет к тому, что один и тот же крестьянин бывает заинтересован осенью в высокой цене хлеба, а весной в низкой.
На книгу яростно набросились и аграрии (Суворин -- "Новое время", Пихно -- "Киевлянин"), и марксисты, начинавшие в то время овладевать у нас вниманием интеллигенции и рабочих. На этой легальной почве им особенно удобно было дать бой их принципиальным противникам -- народникам.
В Вольном экономическом обществе состоялся ряд распространенных заседаний, посвященных обсуждению книги. Дебаты велись с необычайной страстностью. О них печатались отчеты в газетах. ВЭО выпустило стенографический отчет прений. Многие москвичи ездили в Петербург на эти волновавшие общество заседания.
Около же этого времени Туган-Барановский на диспуте в Московском университете защищал свою диссертацию по истории фабрики в России. Этот диспут, на котором я был и который прошел очень хорошо, дал вновь двум враждующим экономическим школам возможность открыто, на легальной почве помериться силами. Особенно поразило выступление П. Б. Струве, который в нарушение всяких традиций выступил с речью после того, как высказались все оппоненты, и после того, как диссертант дал свой ответ на их возражения. Тоном прорицателя, которому известно будущее, Петр Бернгардович, приветствуя своего друга и единомышленника, сулил ему большие успехи в избранном им направлении работ.
В свою очередь, народники выступили с диссертацией Каблукова об условиях развития крестьянского хозяйства, подвергшейся на диспуте нападкам марксистов, не проявивших при этом глубокого знакомства с крестьянским хозяйством и в своей критике преимущественно исходивших из априорных положений.
Надо отметить, что главные застрельщики легального марксизма недолго продержались на своих позициях: П. Б. Струве вскоре заделался "освобобожденцем" и в качестве такового оказался учредителем Конституционно-демократической партии, а С. Н. Булгаков так принял священство.