автори

1589
 

записи

222604
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Pavel_Buryshkin » Москва купеческая - 95

Москва купеческая - 95

21.04.1917
Москва, Московская, Россия

ГЛАВА IV

 

В первые месяцы после открытия военных дей­ствий против Японии война чувствовалась в Москве, как и во многих других местностях Европейской Рос­сии, весьма мало.

Московский военный округ не был мобилизован, никаких продовольственных ограниче­ний никто не знал, и жизнь текла прежним порядком. Война была крайне непопулярна, острословцы назы­вали ее «борьба макаки с кое-каки», а после проезда Куропаткина через Москву говорили, что ему под­несли такое количество икон, что он совсем не зна­ет, каким «образом» сможет победить японцев. Прав­да, в большом кремлевском дворце был комитет ве­ликой княгини Елизаветы Федоровны, который рабо­тал на помощь раненым, но раненые были далеко, их никто не видел, и эта красно-крестная работа не ме­няла характера прежней, спокойной жизни.

С течением времени картина стала меняться. Общей мобилизации в Москве не было, но в индивидуальном порядке было призвано много пра­порщиков запаса, во многих семьях сыновья и бра­тья оказались в действующей армии, кое-где стал появляться траур.

Обнаружилось, что на фронте дале­ко не все благополучно, в особенности в деле помо­щи больным и раненым. Чувствовалось, что нужно как то помочь; возникла общеземская организация, во главе с князем Львовым. А. И. Гучков уехал на Дальний Восток, как уполномоченный Красного Кре­ста и как представитель города Москвы. А главное, становилось ясным, что это не та «маленькая победо­носная война», о которой мечтал министр внутренних дел Плеве и которая помогла бы бороться против ре­волюционного движения, а надвигающаяся военная катастрофа, грозящая стране небывалыми потрясени­ями. И Мукден, и Лаоян, и гибель «Петропавловска», и сдача Порт-Артура и в особенности Цусима, траги­чески об этом свидетельствовали.

Военные неудачи на Дальнем Востоке поставили пе­ред страной вопрос об ответственности и правитель­ства, и всего режима за происшедшую катастрофу. Общественные организации стали реагировать. Пер­вым заговорило Московское городское общественное управление.

30-го ноября 1904 года Московская городская ду­ма должна была приступить к рассмотрению сметы на 1905 год. В заседании этого дня, перед обсуждением сметы, группа гласных внесла обширное заявление. В нем указывалось на то, что рассмотрение сметы до­ходов и расходов составляет один из последних су­щественно важных актов настоящего состава, почему и нужно обратить «взгляд назад». И далее шла ха­рактеристика тех препятствий, которые встречались в деятельности думы: устарелый и неуравнительный го­родской налог; непредставление общине, вопреки по­становлению закона, участия в некоторых видах го­сударственных налогов; оставление на городской каз­не тягот обширных расходов общегосударственного характера; обременительность государственных обло­жений; непомерность натуральных повинностей, от­бываемых населением исключительно по соображени­ям государственного порядка.

Вместе с тем записка указывала на те правовые условия, в которые поставлены городская община и население города, обязанные всегда подчиняться и подвергаться административным действиям и распо­ряжениям, во многих случаях несогласным с законом. Вследствие существующих условий, определяющих в русском обществе положение личности, права общей печати, пределы гласности и общих совещаний, жи­вая и тесная связь общественного управления с насе­лением и откровенное обслуживание общественных вопросов, — не существуют.

На основании вышеизложенного составители за­явления «имели честь предложить» следующее поста­новление:

Представить высшему правительству, что, по мнению Московской городской думы, необходимо установить ограждение личности от внесудебного ус­мотрения; отменить действие исключительных зако­нов; обеспечить свободу совести и вероисповеданий, свободу слова и печати, собраний и союзов; провести вышеуказанные начала в жизнь на обеспечивающих их неизменность незыблемых основах; выработать эти основы при участии свободно избранных представи­телей населения; установить правильное взаимодей­ствие правительственной деятельности с постоянным на законе основанным, контролем общественных сил над законностью действий администрации.

Это заявление Московской «цензовой» думы за­нимает совершенно особое место в ряду тех много­численных, либеральных, а иногда даже почти револю­ционных записок, которые вскоре стали подавать пра­вительству всякого рода общественные учреждения.

Конечно, она была навеяна теми земско-городскими со­вещаниями, которые стали собираться, с лета того года, «явочным» порядком. Но здесь характерна да­та, — конец ноября 1904, т. е. более чем за месяц до петербургских событий. 9-го января 1905, — день, с которого началась революция.

Характерно и то, что она, несомненно, соответ­ствовала настроениям, существовавшим тогда в пер­вопрестольной. Это видно прежде всего из того, что новые члены думы, которые по выборам декабря того же 1904 года вступали в ее состав, первым актом своей будущей деятельности ставили подпись под этим заявлением.

В числе таковых был и мой отец, и я очень хорошо помню, какое значение придава­лось тогда этой подписи. Не знаю почему, но суще­ствовало опасение, что все подписавшие будут при­влечены к ответственности и лишены избирательного права, примерно так, как впоследствии было поступлено с подписавшими Выборгское воззвание. Этого не случилось, но заявление было с определенностью продемонстрировано солидаристами[LDN1] .  

Другим подтверждением указанных выше настро­ений было выражение Московским Биржевым комите­том сочувствия в связи с постановлением 30-го но­ября. Это, правда, было во время Найденова и лич­ной унии в деле лидерства в городе и на бирже.


 [LDN1]  www.ldn-knigi.narod.ru

12.02.2024 в 11:09


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама