автори

1586
 

записи

222290
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Pavel_Buryshkin » Москва купеческая - 77

Москва купеческая - 77

03.04.1917
Москва, Московская, Россия

Отраслевые организации появились в Москве срав­нительно очень поздно, только после событий 1905 года, когда вопрос о вертикальной и горизонтальной организации промышленности стал на очередь. Отра­слевые группировки в металлургии, в угольном деле и в машиностроении существовали уже давно, когда впервые зашла речь об организации хлопчатобумажников.

Объясняется это тем, что Московский Бирже­вой комитет, в сущности говоря, и был организацией хлопчатобумажников. За хлопчатобумажниками по­следовали льнянщики и суконщики. Потом пришли остальные. Но особое значение имели лен и грубая шерсть. Обе эти организации — Третьяковы и Кашта­новы — быстро заняли заметное место. Есть мнение, что в своих отраслях эти группировки играли боль­шую роль, чем хлопчатобумажный союз, среди тех, ко­го он объединял. Я думаю, что это так и было.

Общество хлопчатобумажных фабрикантов Мо­сковского района возникло примерно в 1906 году. Оно обединяло все ветви хлопчатобумажной промышлен­ности, — и прядильщиков, и ткачей, и ситцевых фаб­рикантов, и работавших одежный товар. Все почти без исключения мало-мальски значительные фирмы входи­ли в общий состав. Общество имело профессиональ­ный, но не синдикальный характер, и вопросы цен, на­пример, разрешались частными соглашениями, а не постановлениями совета общества.

Первоначально орга­низационная связь была довольно слабой, но впослед­ствии, во время войны и, особенно, в эпоху февраль­ской революции, — общество начало становиться по­длинной отраслевой профессиональной группировкой.

Во главе Общества стоял Н. П. Рябушинский, как председатель, но фактически руководил совет, куда входили А. М. Неведомский, Л. Л. Рабенек, А. А. Ценкер, Ф. Г. Карнов и др. Управление делами было сна­чала у А. К. Витт, политехника-экономиста, служив­шего сначала в Куваевской мануфактуре, а после у В. Ф. Гефдинга. Последний являлся одним из выдающих­ся экономистов, хорошо знавших хлопчатобумажное дело.

К этим же отраслевым организациям принадлежа­ло и Общество оптовых торговцев мануфактурой, ко­торое мне, правда с некоторым трудом, удалось соз­дать в 1915 году. Не знаю почему, между московскими «скупщиками» никакой общности не было, разве что были друг с другом знакомы, да и то более домашним порядком, а не по деловым отношениям.

Совершенно не было в обычае обмениваться справками о кредито­способности покупателя или иными деловыми сведе­ниями. Считалось неуместным заходить в чужой ам­бар, даже к знакомым. Очевидно боялись, что таким путем можно было выведать какие-либо коммерческие тайны и создать «недобросовестную конкуренцию». Повидимому, это существовало издавна: об этом мо­жно судить по воспоминаниям П. И. Щукина, который, много говоря о своих покупателях, совсем не упоминает о конкурентных фирмах, хотя многие из них, как на­пример Грибовы, не только уже существовали, в опи­сываемое им время, но и пользовались заслуженной известностью.

Так было не только в Москве, но и на Нижегород­ской ярмарке, и в провинции, например, в Харькове.

11.02.2024 в 22:14


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама