автори

1586
 

записи

222262
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Pavel_Buryshkin » Москва купеческая - 73

Москва купеческая - 73

30.03.1917
Москва, Московская, Россия

Мой отец долго был членом Управы, — еще в конце 90-ых годов. Потом был кандидатом в старшины со­словия, но этот пост его не интересовал и, в отличие от других, он говорил, что Булочкин не так уж плох.

Главным действующим лицом в Купеческой упра­ве был Алексей Михайлович Полянский. Бывший чи­новник губернского правления, уже очень немолодой, но живой, энергичный и приветливый человек, он был, с давних пор гласным думы, знал всех и вся, и те, кто имел какую-либо надобность до Купеческой управы, обращались к нему. Делопроизводство у него было в полном порядке и рутинная работа в управе шла без затруднений.

По инициативе Полянского Купеческая управа, входившая, как и Биржевой комитет, в состав Совета Съездов в Петербурге, имела там своего постоянного представителя в лице С. С. Новоселова. Последний входил в число членов Совета и комиссии съездов, и был иногда очень полезен тем, кто имел дело в Петер­бурге, в связи с Советом Съездов. У Биржевого коми­тета, который старался держаться дальше, такого представителя не было, и Новоселов обслуживал не только управу, но всех, кого направлял к нему Полян­ский. Это было очень кстати, но поднимало престиж не столько Управы, сколько Полянского.

 

Принадлежность к купечеству не переходила по наследству. Я был «купеческий сын», что юридически не имело никакого значения, так как мы были «потом­ственные почетные граждане». Чтобы сохранить связь нашей семьи с купечеством, я должен был, после смерти отца, «записаться» как бы вновь в купеческое сословие. Это отнюдь не было для меня обязательным, с точки зрения нашего дела: наша фирма была паевым товариществом, и ни мой отец, после создания товари­щества, ни я после него, не «торговали». Некоторое время я колебался, в семье кое-кто меня отговаривал, но, в конце концов, я все-таки решил вопрос в поло­жительную сторону и стал «Московским второй гиль­дии купцом». Одним из главных оснований моего ре­шения были «Найденовские материалы» по истории московского купечества и история старой Москвы, с ее купечеством, весьма меня интересовала; я начинал кое-какие работы в этом направлении, но война, к со­жалению, помешала.

В 1913 году были выбраны выборные купеческого общества, и я сразу оказался в их числе. Нужно ска­зать, что я очень скоро почувствовал разницу между «Комитетом» и управой.

Насколько в первом жизнь била ключом, настолько в управе была мертвечина. Собрания бывали очень редко, довольно плохо посе­щались, Булочкин нудно председательствовал, мало кто из выступавших обладал даром слова, а главное — обсуждавшиеся вопросы не представляли общего интереса; помимо нескольких «сословных» дел, зани­мались вопросами, связанными с управлением крупны­ми благотворительными организациями, выборами и ассигновкой на ремонт. Такое чувство было не у одно­го меня, но мнения делились: одни думали, что купече­ское общество вообще себя изжило и нужно его лик­видировать, другие полагали, что можно его сохра­нить, сделав какие-то преобразования. Война сняла все эти вопросы с очереди.

11.02.2024 в 22:10


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама