Кристальные – всегда кристальные
Оле
Погоду в Крыму никак не пойму:
То солнцем сияет и радует,
То снова кляну дождя пелену,
И вмиг настроение падает.
Вот так и тебя, полжизни любя,
Никак не пойму почему-то:
То счастье в глазах, то горе и страх
Туманят твой взгляд на минуту...
Пока я ни словом не обмолвился ни о моей жене, ни о ее родных. Настала пора рассказать о близких людях.
Бог послал мне жену «по направлению» – в прямом смысле этого слова, как понимали его в пятидесятых годах. Выпускница Ярославского мединститута Ольга Кристальная вместе с «Красным дипломом» получила направление на работу в Вологодскую область. Друзья друзей ее родственников на всякий случай любезно дали адрес к своим родственникам в Вологде. О гостиницах в ту пору только мечтали.
Вернувшись поздним вечером из компании домой, я застал на кухне нашей коммунальной квартиры соседку, прекрасную учительницу литературы Изабеллу Семеновну Гурвич. «Зайди-ка к нам в комнату: там тебя ждут!» – сказала она и как приговорила. Там-то меня и ждала молоденькая доктор Оля. «Направление» точно попало в цель: мы поженились ровно через год. И традиционный платок как свахе мы подарили Изабелле Семеновне.
Что привлекло меня в Оле? Трудно дать однозначный ответ на такой вопрос. Кажется, за всю нашу жизнь я так и не сказал вслух, что понравились мне ее красивые и умные глаза, ее открытый к общению характер, порядочность и надежность в отношениях с друзьями, серьезное отношение к профессии. Это я мог наблюдать, когда доктор-первогодок лечила мою маму, заболевшую воспалением легких. Мама, всю жизнь вращавшаяся в кругу медиков, доверяла далеко не всем из них, а доктора Олю приняла сразу и всерьез. Вероятно, потому и меня родители благословили на женитьбу безо всяких сомнений. Отец, хорошо разбиравшийся в людях, сказал: «Похоже, что из нее со временем выйдет хороший врач...». И добавил: «...если ты ей не помешаешь».
Жизнь показывает много примеров, когда мужья страдают от разногласий между молодыми женами и родителями. Могу теперь сознаться: если я и «страдал» за все годы, что мы прожили одной семьей, то не столько от разногласий, сколько от «единогласия», когда милые мои женщины пытались «воспитывать» и бороться с моими хроническими недостатками.
Я был бы необъективен, если бы сказал, что в отношениях Оли и мамы не было своих трудностей: две женщины с сильными характерами под одной крышей – это всегда сложно. Но, к моему счастью, обе были умными женщинами, и мне редко приходилось выступать между ними буфером или судьей. А между отцом и Олей установились самые дружеские отношения, сохранившиеся до его смерти.
Уже давно позади сорокалетие нашей свадьбы, и я могу с чистой совестью пожелать нашим внукам, чтобы их семейная жизнь сложилась не хуже, чем наша с Олей.
Ровно двадцать пять лет назад в преддверии женского праздника ко мне обратилась студенческая газета с вопросами:
– Что я ценю в женщинах?
– Что ценю в мужчинах?
– Как бы я сейчас мог объясниться в любви к жене? И вот что у меня получилось:
29 строчек про любовь
Ценю я в женщинах любовь,
Ценю в мужчинах силу.
Ту силу женская любовь
В сердца мужчин вселила.
Люблю я прелесть женских глаз,
Как некогда любили...
Ведь предки встарь умнее нас
По этой части были.
Ценю в мужчинах доброту,
А в женщинах – улыбку.
И вечно жду улыбку ту,
Как золотую рыбку.
Как сказочное существо,
Нам счастье обещает
Улыбка, но вспугни ее,
И в миг она растает...
Я гнев и ненависть люблю
В глазах твоих суровых,
Когда уходит в небыль страх
И стынет снег в сугробах.
Мне нравится мужская прямота,
На женскую помноженная нежность.
Рождается отсюда доброта
И чувств неостывающая свежесть.
Мне профиль может нравиться у той...
Улыбка – у другой, походка – третьей,
Которую я не успел еще и встретить...
Но я люблю тебя, какая есть.
И в том я весь!
[
Пусть эти запоздалые слова признания прозвучат со страниц моих записок.