ГЛАВА XXVIII
ПОДГОТОВКА К ВОССТАНИЮ. БОЕВЫЕ ДРУЖИНЫ. РАБОТА СРЕДИ ВОЙСК
Московский комитет воспользовался "днями свободы" для всемерной подготовки к вооруженному восстанию. С одной стороны, усиленно организовывались боевые дружины и всеми способами доставалось вооружение для них; с другой стороны, велась пропагандистская и организационная работа среди войск московского гарнизона.
На всех митингах наша финансовая комиссия производила открыто сборы на оружие. Револьверы, по преимуществу браунинги и маузеры, закупались в оружейных магазинах и в розницу. Наш Центральный комитет наладил транспорт оружия из-за границы; часть его была доставлена в Москву; где-то добывалось оружие также через посредство Максима Горького и члена лекторской группы В. А. Жданова. Ведал всем организованным добыванием оружия помощник Шанцера -- М. А. Михайлов ("дядя Миша"). Начальником всех большевистских боевых дружин был Д. Д. Гимер; одним из его помощников -- инженер Виноградов. Обоих их я хорошо знал и был поэтому в курсе общего хода боевой подготовки. Штаб боевых дружин находился в реальном училище Фидлера, где происходило и обучение дружинников стрельбе. Число организованных в большевистские дружины было около, пятисот. Кроме того, имелись автономные дружины у профсоюзов булочников, типографщиков, фармацевтов и других. На некоторых фабриках и предприятиях,-- например: на фабрике Шмидта (члена большевистской организации), в типографиях Сытина и Кушнарева,-- были дружины, вооруженные за счет хозяев-- для охраны фабрик от погромов; в декабрьские дни они целиком приняли участие в восстании. Были также студенческие дружины, из которых особенно славилась своим вооружением и боевым духом кавказская студенческая дружина; существовали и небольшие дружины из учащихся некоторых средне-учебных заведений, -- например, реального училища Фидлера. Были еще эсеровские дружины, "о их численности я не знаю. Считают, что общее число дружинников в Москве к моменту восстания доходило до двух тысяч. Незадолго до восстания был создан коалиционный совет дружин для согласования их действий.
Кроме вооружения револьверами, наша боевая организация старалась поставить производство ручных гранат. Начал это дело ставить товарищ Грожан, но 22 октября он был убит на улице черносотенцами; после его смерти за это взялись другие, но количество этих гранат было сделано к моменту восстания что-то очень небольшое.
Работа наша среди войск велась и до октябрьской всеобщей забастовки, но особенно усилилась и расширилась в "дни свобод". Во главе большевистской военной организации стоял военный организатор, член МК, товарищ Васильев ("Андрей"). Были установлены связи почти во всех частях московского гарнизона. В ноябре состоялись несколько собраний представителей воинских частей. Вспоминаю о военной конференции в помещении Литературно-художественного клуба. О другом собрании военных доложил московскому градоначальнику 13 ноября пристав первого участка Мещанской части: "Сего числа в 1 час дня в незанимаемый никем флигель во дворе Московского Художественного общества по Юшкову переулку стали собираться нижние чины всех частей, расположенных в городе Москве. В воротах стояли двое штатских лиц, которые встречали подходящих к воротам группами по три-четыре человека солдат, провожали во двор и указывали помещение. Вместе с солдатами приходили иногда барышни. Около шести часов вечера все стали расходиться: всего было человек около четырехсот, большинство солдат".
На этом рапорте градоначальник написал две резолюции: "Охранному отделению. Обратить особое внимание и наблюдение", и: "Сообщить военному начальству" {Приведено в книге С.Черномордика "Московское вооруженное восстание в декабре 1905 года", изд. "Московский рабочий", 1926 г.}.
На общих митингах также нередкими посетителями были группы солдат, вольноопределяющихся, казаков.
К концу этого периода во многих московских воинских частях шло брожение, о чем я еще буду говорить в главе "Накануне восстания".