Профессиональные союзы организовывались в этот период в ряде профессий. Но при условиях нелегальности они не приобрели прочности и устойчивости, не имели массы членов. Это были скорее стачечные комитеты, инициативные группы, в которые входили наиболее активные работники. Эти группы руководили забастовками и послужили ядром, вокруг которого сорганизовались в период октября -- декабря, в так называемые "дни свободы", и в период 1906--1907 годов уже настоящие профессиональные союзы, с выбранным правлением, с массой членов, платящих взносы, со своей квартирой для работы правления или бюро.
Среди некоторых руководящих работников и среди некоторых рабочих встречалась в то время недооценка работы в профсоюзах. Говорили, что это отвлекает от революционной работы в узком смысле этого слова, от подготовки к вооруженному восстанию. Но, конечно, это совершенно неправильно. Ленин неоднократно указывал на неправильность противопоставления задачи восстания задаче руководства профессиональной борьбой. Он писал, что "Надо не сторониться (от работы в профессиональных союзах, -- С. М.)... а стремиться участвовать, влиять и т. д. Ведь есть особый слой рабочих, пожилых, семейных, которые страшно мало дадут в политической борьбе теперь, но очень много в профессиональной. Надо этот слой использовать, направляя лишь его шаги в этой области" {В. И. Леншн.Соч., т. VIII, стр. 287.}. Тем, что большевики в то время не всегда уделяли достаточно внимания черновой работе по организации профсоюзов, пользовались меньшевики, усердно работавшие в это время в профессиональных союзах: они-то как раз и отвлекали рабочих, подпадавших под их влияние, от подлинной революционной борьбы.
Подводя итог этому периоду -- от января до мая 1905 года -- следует отметить очень большие успехи революционного движения. 9 января дало сильнейший толчок, разбудило массы, революционное брожение охватило самые широкие слои народа -- от самых отсталых слоев рабочих и мелкой буржуазии до высших слоев интеллигенции; проявилось неудержимое стремление организоваться в политические партии, в интеллигентские профессионально-политические союзы, в рабочие профессиональные союзы. Наша московская партийная организация за это время очень выросла, окрепла, завела обширные связи в рабочей массе и среди разнообразных интеллигентских прослоек; ее авторитет и влияние чрезвычайно выросли.
Третий партийный съезд, состоявшийся в Лондоне (12--27 апреля ст. стиля), дал четкие политические установки, тактические директивы и оформленную большевистскую партийную организацию.
Эти месяцы все мы жили в очень приподнятом настроении, кипели в лихорадочной работе; видя успехи революционного движения, мы были окрылены надеждой на близкую и победоносную революцию.