II.
Я бы могла много-много чего написать, возможно, и сделаю это со временем. Но я беру теперь отдельные памятные фрагменты и эпизоды.
***
Из коричневой тетради:
«21 декабря 1986 г., Алма-Ата. Теперь, если назвать дату и город, о многом можно вспомнить… Как избавиться от страха по ночам? Кто вернёт убитых?».
Ты, сынок пришёл из школы рано домой, и нас отпустили с работы засветло. В это время у нас гостила бабушка Маша, моя мама, и Аля была дома с ней. Я тогда очень плохо себя чувствовала, часто вызывали по ночам «скорую». Ты мне сказал:
– Мама, нас отпустили из школы, сказали: идите, детки, домой, чтобы взрослые дяди вас не поубивали.
***
Из черновика:
«Но тут пришёл сын из колледжа, и началась очередная «разборка»: почему не сказал «Добрый вечер», почему не надел шапку, почему по морозу ходит в летних туфлях, и ещё сто тысяч «почему?». Не мудрено, что он уже сказал мне как-то в сердцах: «Вот если бы у тебя отнялся язык – было бы хорошо». Слёзы. Вопли. Обиды».
Я случайно обнаружила в бумагах этот листочек. Думаю, что он относится к тому периоду, когда ты учился уже в самом престижном Воронежском колледже. Я очень горжусь, что ты туда сам поступил, без малейшего моего участия. Когда мы приехали в Воронеж, я определила вас в 55-ю школу – 2-й учебно-воспитательный комплекс. Тогда мне пришлось обращаться к знакомой заведующей отделом городского образования. Против той школы, к какой мы принадлежали по месту жительства, это было хорошее устройство вашей учёбы. Но после восьмого класса ты мне сказал, что пойдёшь в первый колледж. Я слышала, что это самое престижное учебное заведение для школьников во всём городе, понимала, что туда просто так не возьмут. Не хотела, чтобы ты получил жестокий и несправедливый урок. Денег у нас не было тогда, и ты об этом знал. Ты всё же поступил туда по своему уму. Оказывается, что такое ещё было в то время возможно. И я была безмерно горда этим твоим поступком.
***
Из белого дневника:
«7 декабря 1997 г.
…Сейчас я не бедствую. Я – предприниматель. У меня другие проблемы и задачи, совсем не те, что были у алма-атинской больной девочки с двумя маленькими детьми. Дети уже, слава Богу, 20 и 18 лет. Взрослые. Алина поступила в МГУ на рабфак, надеюсь, что поступит и на журфак. Саша имеет степень бакалавра экономики, но ещё учится в магистратуре. Это и есть моя личная жизнь…»
Ты у меня такой умный, такой настойчивый. Сначала сам поступил в колледж, а затем без всяких денежных взносов стал студентом экономфака ВГУ, хотя твоя классная руководительница вызывала меня и «прорисовывала» ситуацию: якобы, у тебя нет шансов, если мы не заплатим репетиторам из тех, кто будет принимать экзамены. Но я тогда ещё не была предпринимателем, у меня было катастрофическое положение с финансами. И ты едва не накричал на меня, чтобы я никого не слушала. И ты поступил, теперь уже и в университет. А у нас денег не хватало, и на выпускной вечер пришлось одеть тебя в чужой костюм, взятый на время выпускного вечера, который проходил в «крутом» центре «Апекс». Ведь и ваш колледж был самым «крутым» в городе.