В кругу большой семьи Глава 7
Шел 1941 год. На западе громыхала война. Посуровели лица сельчан, группами собирались по вечерам мужчины, чтобы обсудить новости с фронта, послушать сводки Совинформбюро, которые я зачитывала им из «Тувинской правды», в нашей десятидворке только мы выписывали газету. Грустные расходились они по домам, даже балагур и любитель анекдотов Василий Евсеенко приутих. Надо сказать, что мы – пятнадцатилетние несколько по иному смотрели на происходящие события в начале войны. Слишком ярыми патриотами воспитывали нас в школе, мы все считали Советский Союз самым великим и непобедимым государством и свято верили в его победу. Как –то я высказала свое мнение:
– Война долго не продлится. Посмотрите на карту какая огромная наша страна и какая маленькая Германия.
Папа возразил мне:
– Нет, дочка, немец – коварный враг и оружия у него больше. Видно, придется и нам воевать. Мы – русскоязычное население Тувинской Народной Республики, имели два гражданства, у всех взрослых было по два паспорта – тувинский и советский. У нас было две Родины: малая – это Тува и великая – это СССР. Поэтому все так близко к сердцу воспринимали отступление советских войск, сообщения о сдаче врагу городов, наступление немцев на Москву.
Теперь и я по – другому смотрела на страшную войну, что будет, если сдадут Москву? Были у меня и личные проблемы: неужели я не буду дальше учиться. Бай-Хаакскую семилетнюю школу я закончила на "отлично". На последнем родительском собрании в июне 41–го года наша классная руководительница сказала папе:
– Вашей дочери надо продолжить учебу в Кызыле, из нее выйдет толк.
Неужели война помешает осуществиться моей заветной мечте. Сколько раз я собирала сестренок и братишек и проводила с ними уроки, воображая себя учительницей!
В нашей семье складывалась напряженная обстановка, родители еще больше заняты работой, у нас уже восемь детей, я старшая, много обязанностей лежит на мне. Все лето я вместе со взрослыми работала в поле.