Раздел УIII
Глава 31
Костромское музыкальное училище.
На снимке: преподаватели дирижёрско - хорового отделения Костромского музыкального училища слева направо: В.К.Руденко, зав. отделением Сурмилов Ю.М., Л.Н.Яковлева, Л.А.Рогожникова. НА НАБЕРЕЖНОЙ ВОЛГИ. 1981год
С шестого сентября 1975 года я приступила к работе в Костромском музыкальном училище в должности преподавателя дирижёрско-хоровых дисциплин.
Училище находилось в старинном особняке на улице Симановского. Рядом -здание газеты «Северная правда», за ним, в глубине двора, музыкальная школа № 1 имени Ипполитова-Иванова, напротив – церковь.
В одном квартале от училища располагалась центральная площадь города, так называемая Сковородка, откуда начинались почти радиально расходившиеся семь улиц.
Город старинный, на великой русской реке, с колоколенками и куполами церквей, с
дебаркадерами у причалов. На берегу - аллеи, скверы и парк, повыше – торговые Красные, Мучные ряды Гостиного двора. Берега Волги соединял не так давно выстроенный огромный мост, длиной более девятисот метров. В городе имелся педагогический институт, филармония, музей, драматический театр, курсировали автобусы и троллейбусы.
Директором училища был баянист, бывший студент-заочник Ленинградской консерватории Константинов В.М. Заместителем по учебной работе стала Полисадова О.В., его бывшая учащаяся, обучавшаяся в консерватории на факультете народных инструментов так же на заочном отделении.
На дирижерско-хоровом отделении было шесть педагогов из разных консерваторий. Заведующим отделением был Гаврилов И.М., выпускник Горьковской консерватории, с неплохой дирижерской техникой. Он хорошо играл на рояле, имел высокий фальцет, которым постоянно пользовался на занятиях с женским хором первого-второго курсов.
Лебедев И.В. – хоровик с большим стажем, много лет успешно руководил хором Костромского Общества слепых. Когда-то заочно окончил Московскую консерваторию, будучи обладателем красивого тенора, часто солировал. Человек доброжелательный, порядочный, он поверхностно относился к негативным ситуациям на отделении, особенно не вникая в суть противоборствующих взглядов и мнений. Это верный стиль поведения на пути сохранения хороших, бесконфликтных взаимоотношений с коллегами.
Преподаватели Яковлева Л.Н. – Горьковская консерватория - и Рогожникова Л.А. –Московская консерватория, – коллеги–приятельницы, давно работавшие на отделении.
Яковлева Л.Н. хорошо работала со студентами над дирижёрской техникой,
Рогожникова Л.А. успешно вела на отделении хоровую литературу и народное творчество.
Был ещё один коллега, который, по-моему, вообще был случайным человеком в нашей сфере.
Софронова Е.Е. – преподавательский стаж только начинала, но много лет работала хормейстером в Костромском академическом хоре, который достался ей «по наследству». Заочно окончила Московскую консерваторию. У Софроновой Е.Е. было много трудолюбия, любви к профессии, она хорошо знала хоровой репертуар. В исполнительской манере руководимого ею хора были проблемы с вокалом, качеством хорового звучания. На педагогическом поприще Сафронова Е.Е. была честным и добросовестным человеком,преданным своей профессии.
Волкова Людмила Александровна только что окончила Горьковскую консерваторию и свою профессиональную деятельность только начинала.
Со смешанным учебным хором работал так же Гаврилов И.М. Мужские голоса в хоре составляли, в основном, приглашенные иллюстраторы. Я была приглашена на работу с хором в качестве хормейстера.
Традиционно, мне в класс, как вновь прибывшей, отдали всех учащихся, от кого преподаватели хотели бы освободиться. Было и несколько человек первого курса. Я ни от кого и ни от чего не отказывалась.
Постепенно в моих руках оказались все предметы хорового цикла: дирижирование, чтение хоровых партитур, хороведение, хоровая литература, хоровой ансамбль, народное творчество, хоровое сольфеджио – новый предмет, для которого мной была разработана четырехлетняя программа обучения. Нагрузка у меня была большая, но не только ради материального достатка.
Я хотела попробовать всё. Мне доставляло удовольствие готовиться к урокам, преподавать теоретические дисциплины. Занимаясь этой работой, я теоретически обогащалась, совершенствовалась.
Учебной частью мне было предложено классное руководство у третьего курса хорового отделения. Курс был сложным по возрасту, интересам, уровню успеваемости. Мне хотелось объединить их какими-то общими делами и интересом.
Тогда на исполнительском "взлете" был Московский камерный хор, под руководством Минина В.Н. Коллектив был широко известен, а его исполнительский уровень покорял. У меня возникла идея посетить с курсом репетицию этого хора в Москве. Я позвонила Минину В. Н., и мы договорились о дате и времени репетиции, когда мы смогли бы её послушать.
До Москвы ночь езды на поезде. На метро мы приехали к площади Ногина, где располагалась церковь, в которой репетировал камерный хор. Впечатление группы от звучания хора, репетиционного процесса, беседы с Мининым В.Н. в перерыве между спевками было очень сильным.
Для меня не меньшим впечатляющим фактом было встретить на репетиции хора Минина В.Н. своего бывшего однокурсника Полушкина Колю. Он был здесь случайно, проездом. Поговорили и простились. Ну разве не тесен мир?! В этот день мы побывали ещё и на дневном оперном спектакле Мусоргского М.П. «Борис Годунов» во Дворце съездов. Уставшие и довольные мы, не без труда приобретя билеты на проходящий поезд, в час ночи отбыли в Кострому.
Так как я была одинокой и свободной, меня нагружали и общественной работой. Вначале я стала председателем общества «Знание». Работы было немного. По линии городского общества «Знание» я организовывала лекции на разные темы для преподавателей училища. По согласованию с администрацией они совмещались с заседаниями педагогического совета.