автори

1434
 

записи

195358
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Olga_Kosareva » Семейные предания. Бельтеневы - 5

Семейные предания. Бельтеневы - 5

05.01.2010
Уфа, Республика Башкортостан, Россия

БЕЛЬТЕНЕВА ЕЛИЗАВЕТА БОРИСОВНА (19. 11. 1919 – 15. 6. 1996)

 

   Мама! Дорогой, любимый человек, оставивший после себя на земле ауру тепла и доброты.Она столько пережила. Жизнь ее была служением – братьям, матери, мужу, детям. Колоссальное чувство долга (она говорила – какие могут быть настроения?! – надо, значит надо), колоссальная самоотдача во всем, безграничная любовь к нам, детям, тяжелый труд – на работе и дома, блестящая память (передавшаяся Андрею), широкий круг интересов – история, поэзия, литература, изобразительное искусство, музыка, необычайная гостеприимность – наш дом всегда был открыт и заполнен людьми (все к ней тянулись, несли свои беды и получали самую действенную помощь), борец за справедливость и просто очень талантливый, сильный и добрый человек.

 

Ее детство было счастливым. Когда мы  расспрашивали тетю Валю Черногубову, мамину ближайшую подругу, о наших дедушке и бабушке, то тетя Валя ничего не смогла рассказать – это был не их мир. Их мир – это лыжи, волейбол, плавание, поездки по окрестностям Ленинграда, игры на улице (домой прибегали только поесть). Жизнь взрослых шла где-то в стороне, а они были свободны и счастливы. По просьбе ветеранов Пушкина мама написала небольшую статью о своих учителях:

 

   «Воспоминания о школе самые светлые. Она сформировала наши души и вывела нас на большую дорогу. Все освещено дружбой, доброжелательностью,влюбленностью, слитностью с прекрасным.

Увлеченными, глубоко гуманными, большими психологами были наши преподаватели. Что за чудесные это были люди! Мы верили им и уважали их, а они уважали нас. Сейчас не понятно, как, не повышая голоса, мягко, ласково могла Мария Алексеевна вести уроки химии (светлая ей память), а ведь мы были шалунами, да еще какими! Грех было обидеть ее. Любимцем ее был Коля Лебедев.

 

   Преподавателя русского языка мы звали «апельсинчиком». Образованный, великолепно знающий свой предмет учитель. Как много он дал нам знаний! Каким-то образом ему были известны и наши романтические увлечения друг другом, семейные дела. Помню, мы с Борей Вышенским рассорились. «Апельсинчик» вызвал Бориса к доске, и когда тот в чем-то запутался, попросил меня ему помочь. И я становлюсь у доски рядом с Борисом (под одобрительный шепот и смешки всего класса). «Вернись, я все прощу», - запел как-то учитель, и из- под парты показывается пунцовая Надюша Сцибаровская, где она задержалась, ища резинку. А во время диктантов учитель медленно ходил по рядам между партами, и, положив свою руку на мою, делал легкие нажимы, когда нужно было поставить какой-либо знак препинания.

 

  Историю нам преподавал Фимистокл Павлович. Это был грузный, огромный человечище. Все у него было большое, особенно глаза чуть на выкате. Голос был рыкающий. Доброты необыкновенной. Любимой ученицей была у него Валя Щеклеева. Он так ее и звал – Валюша. Видимо ее неуемность была ему по нраву. Когда Валюша отвечала, чувствовалось, как благостно было учителю. Такой с ним был случай. Моя мама возвращалась из Ленинграда домой. Вагон был набит битком. Вдруг какой-то пьянчуга начал к маме приставать. Беспомощно оглядывалась она по сторонам. Публика молчала. Вдруг раздался «рык». Люди сжались, пропуская Ф. П. Молча взял он пьянчугу как щенка за шкирку (тот даже заикал от страха) и вышвырнул его на площадку. «Извините», - сказал он маме и молча сел на место. Господи, неужели правда, что он был повешен немцами на углу Советского бульвара и улицы Жуковской. Сердце сжимается от боли.

 

   Когда окончилась  война, мы приехали в Пушкин, чтобы разыскать своих бывших учителей. Их не было... Живой оказалась наша классная руководительница Е. И. Манашева. Одиноко жила она в Ленинграде в коммунальной квартире. Валюша ее нашла и опекала до кончины. И другие ребята помогали. Особенно Боря Тягин.

Школьную дружбу мы сохраняем и бережно несем по жизни. Всякие невзгоды приходилось переживать, но по-прежнему мы были вместе, помогая друг другу в тяжелые минуты. Всегда вспоминаются слова А. С. Пушкина: «С горечью вижу я, что «климат» школьный теперь не тот... Нет той веры друг в друга, нет того человеческого уважения и той культуры поведения и преподавания». И мне жаль, очень жаль моих внуков, у которых нет любви к школе и к своим учителям».

 

   Сохранился  черновик ее автобиографии:

 

     «Родилась 19 ноября 1919 г. в д. Раменье Устюженского района Вологодской области. Отец – служащий (инженер-геолог), мать – служащая (экономист-статистик). В 1923 г. переехали в г. Пушкин (Детское Село). В 1937 г. окончила школу и поступила в Ленинградский горный институт. В 1941 г. окончила 4 курса института. Отечественная война прервала учебу в г. Ленинграде. Служила в полевом госпитале 1381 в качестве медсестры.

В ноябре месяце 1941 г. по приказу Ворошилова (как студентка последних курсов) была демобилизована и уехала в г. Алма-Ата. С 1942 г. по 1944 г. работала в  Казгеологоуправлении, одновременно училась в Казахском горном институте и окончила его в 1944 г.

Работала в качестве коллектора и с 1943 г. в качестве инженера гидрогеолога в Каз. фондах. В 1944 г. после окончания ин-та была направлена в г. Свердловск в Цветметгеологию. В связи с семейным положением была переведена в НИИ Земного магнетизма в качестве инжнера- геолога. С 1946 и по наст. момент будучи младшим научным сотрудником НИИЗМ, откомандирована на Урал в Союзный Уральский Геофизический трест в качестве техрука партии».

30.01.2023 в 12:59


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама