Красные приближались к Новочеркасску. Толпы беженцев устремились на Кубань. Никто из преподавателей Ветеринарного института не уехал из Новочеркасска.
Мы с Лизой с нетерпением ждали прихода Красной Армии. Из Политехнического института и из других научных учреждений некоторые профессора и научные работники бежали на Кубань. Забрать с собой свои библиотеки они не могли, и поэтому начали сдавать книги в библиотеку нашего института, где трудилась Лиза. Работала она теперь целыми сутками, принимая библиотеки, составляя опись, расставляя книги по полкам. Сдавали ей и подшивки газет и журналов, выходивших в Донской области.
Стоял мороз, на улицах жгли костры.
Наконец в Новочеркасск пришли красные войска.
Я продолжал работать на кафедре, вместе со мной занимались мои студенты.
Начались обыски. К Лизе пришла группа военных осматривать библиотеку. Старший, видимо комиссар, в матросском бушлате, спросил Лизу, есть ли в библиотеке контрреволюционная литература. И Лиза сразу подвела его к полкам с газетами и журналами «вольного Дона».
— Вот это — контрреволюционная литература, — решительно сказала она, — а книги здесь только научные, контрреволюции в них нет.
Матрос согласился с Лизой, что газеты и журналы нужно изъять, и подошел к книгам, к тем, что были приняты от бежавших профессоров. Он взял первую попавшуюся книгу медицинского содержания, раскрыл ее и прочитал предисловие. В ней трактовались вопросы об инфекционных заболеваниях, причем автор писал, что одно из опаснейших заболеваний, сыпной тиф, занесен в Россию большевиками.
Матрос спросил Лизу, не согласится ли она с ним, что это контрреволюция, подлежащая уничтожению.
— Не книга, а предисловие, — смело поправила его Лиза. — Книга эта — учебник об инфекционных заболеваниях, она нужна, а предисловие нужно изъять.
— А почему же не вырвали? — спрашивает матрос.
Лиза ответила:
— Книг принесли очень много, а я одна. Не успела просмотреть.
— Мы вас очень просим, — проговорил матрос, — пока вы не просмотрели книги, не выдавайте их.
Лиза обещала. Уходя, матрос сказал Лизе, что они знают нашу семью, доверяют нам и надеются на помощь.
Лиза целыми днями работала в библиотеке. Когда же ей предложили проверить все детские библиотеки города Новочеркасска, пришлось отказаться: ведь у нас было двое детей, да и институтская библиотека была на ее руках. Предложение ей было приятно, хотя она и не могла принять его.