3.2 Работа в ЦИПК в качестве завкафедрой "Математические методы в экономике"
С переходом в ГЦИПК область моей трудовой деятельности поменялась на 180 градусов. Мои успехи в разностных методах решений дифференциальных уравнений в ГЦИПК не потребовались. Пришлось осваивать вопросы алгоритмизации и оптимизации технологических и экономических процессов. Особенно трудно мне давались экономические вопросы из-за бестолковости социалистической экономики и даже используемых терминов. Однажды, в очередное посещение института министром Минсредмаша, он поинтересовался у зав. кафедрой экономики, что такое "фондоотдача". Тот, как оказалось, не понимал чётко, что это такое и минут пять объяснял что -то. Министр пять минут слушал, махнул рукой и пошёл дальше по коридору. Было понятно, что министр ничего не понял. После отъезда министра Малашинин вызвал и зав кафедрой экономики и меня и сказал: " Я чуть со стыда не сгорел, выслушав твой ответ." Когда мой коллега ушёл из кабинета, Малашинин обратился ко мне: "А ты-то знаешь, что такое фондоотдача?" Я сказал, что определение простое: если прибыль рассматривается как показатель эффективности производства, то фондоотдача измеряется как отношение прибыли к стоимости основных фондов предприятия и имеет смысл, сколько даёт прибыли каждый рубль стоимости основных фондов. "Что ж ты молчал?" -- заорал Малашинин.
-- Меня никто не спрашивал. Потом были опасения, что после моего ответа министр мог бы снять зав кафедрой экономики с занимаемой должности.
Министр был очень категоричным человеком и если ему уж кто-то не понравился, он показывал пальцем и говорил: "Немедленно уволить." Если же что-то понравилось, говорил: "Выдать премию".
Про министра рассказывали о случае его посещения одного из предприятий отрасли. Осматривал предприятие, зашёл в один из цехов, где всё сверкало и шипело как надо. Он достал носовой платок из кармана, провёл платком по верхней полке одного из шкафов, платок оказался грязным от пыли. Повернулся к сопровождавшему его директору и сказал спокойно: "Начальника цеха наказать!". Об этом случае стало известно на всех предприятиях отрасли и в Министерстве.
Министр должен был приехать через неделю. Это был первый его визит в институт после сдачи института в эксплуатацию в полном объёме. Малашинин тут же собрал актив института и был объявлен недельный аврал. Все службы института были поставлены "на уши". Работники АХО (административно -хозяйственный отдел) внепланово натирали паркетные полы мастикой, уборщицы мыли окна и тщательно вытирали пыль там, куда мог дотянуться министр. Был министр очень высокого роста, и поэтому уборщицам пришлось поработать крепко. С работниками института была проведена недельная репетиция по приёму министра. Кстати, ЦИПК строился под его финансовым покровительством. Что он посетит в институте, по каким коридорам пройдёт и в какие аудитории заглянет, было, конечно, неизвестно. Расставил всех по местам, кого в коридоре, кого по аудиториям и предупредил, что если не знаешь что ответить на возможный вопрос министра - не пытайтесь дурить министра и нести отсебятину и просто скажите, что чётко ответить не готовы и подсказать, к кому конкретно обратиться с этим вопросом. Мне досталось дежурить в лаборатории с расчётными машинками "мерседес". Была в институте ЭВМ, называлась "Днепр", очень "плюгавая". Около ЭВМ дежурил начальник ВЦ. Министр оказался очень простым в поведении. Зашёл ко мне в лабораторию, спросил: "Ну, чему вы, молодой человек, учите наших руководителей производства?"
-- Тому, что можно и нужно применять в управлении производством математические методы. Вот методические разработки, где демонстрируется эффективность применения математических методов.
-- Хорошо. Не плюются начальники цехов, директора предприятий после твоих лекций?
--Таких случаев замечено не было.
-- Ты не обижайся. Я расскажу тебе вот о чём. У меня есть друг, большой партийный работник. Его однажды укусила собака, он пришёл к врачу в Кремлёвскую поликлинику. Очереди в кабинет врача, конечно, не было. Но какой-то пациент у врача был. И от нечего делать стал читать, что написано на плакатах. Один из плакатов был на тему, что нельзя делать, если укусила собака. Во-первых, нельзя принимать алкоголь. Мой товарищ сказал: " Нет, мне такое лечение не нужно". Извини, тебе не говорят после лекции: "Нам такое обучение не нужно"?
-- Не знаю, таких случаев не было, я по крайней мере подобных высказываний не слышал.
Что происходило дальше. Малашинин объявил отбой, и сотрудники разошлись по своим рабочим местам. Забегает ко мне Малашинин и говорит: " Я тебе выписал премию. Иди в бухгалтерию, получи". Оказалось, что, выйдя из лаборатории, министр сказал Малашинину: " Выдать этому сотруднику премию, сегодня".
Были у меня внеплановые премии и потом. Писать об этом не буду, чтобы не утомлять возможного читателя. Расскажу только о моей внеплановой премии в математическом отделе, где я работал тогда. Вернувшись из очередной командировки в Академгородок, мой новый начальник математического отдела рассказал мне, что он был у Марчука и привёз ему последние работы математического отдела. Особенно внимательно он смотрел мои научно-технические отчёты и опубликованные работы. И сказал : "Какой молодец, Петрищев! Он разработал простую и убедительную схему аппроксимации конвективных членов уравнений гидродинамики. Схему второго порядка аппроксимации и монотонную. До этого никто не додумался в нашей стране и за рубежом тоже". Поясню, что понятие "монотонный оператор" ввёл в 30е годы профессор МГУ Годунов. Это оператор, который переводит монотонную функцию тоже в монотонную. Новый начальник мат. отдела выписал мне внеплановую премию. Я спросил: " За что?"
-- За то, что вас похвалил сам Марчук.