8
А. Коржов – детям Екатерине и Сергею. 18.06.2001г.
(Передано при встрече в Москве вместе с доверенностью на выезд Сергея за границу)
Дети мои Катя и Серёжа!
Я совершенно не уверен, что мне будет позволено достаточно подробно и откровенно поговорить с вами, поэтому и пишу эту записку.
Я хочу, чтобы вы знали: что бы ни случилось, вы всегда остаётесь моими детьми, а я – вашим отцом. Тем, который, что бы вам ни врали потом, стирал ваши пелёнки, мыл ваши попки, утирал ваши слёзы. Прошло пять лет с тех пор, как ваша мама рассталась со мной. Я не считал и не считаю себя виновным в нашем разрыве: было трудное время, я почти ничего не зарабатывал и совершенно не представлял, как жить дальше. В таком же положении находились миллионы людей, а многие из моих знакомых, ровесников, до сих пор не нашли себе достойного занятия. Но мужья не бросают жён, и жёны не уходят к другим, более удачливым мужчинам, потому что имеют нечто несравненно более важное, чем богатство.
Я не судья вашей матери. Свой выбор в пользу другого мужчины она сделала сама. Мне остаётся только радоваться, если этот выбор оказался для неё счастливым. Я знаю, как мама вас любит, и поэтому уверен, что вас не обижают.
Вы не стремитесь увидеться со мной, не звоните, не отвечаете на мои письма и записки. Я думаю, это потому, что вы во мне не нуждаетесь, что вам и без папы хорошо.
Дай Бог, чтобы это было действительно так, чтобы это было всегда так! Только поверьте мне, старому: жизнь способна на такие коленца, которые и вообразить затруднительно. Ведь не мог же я шесть лет назад вообразить, что вскоре предстоит неизбежная разлука с самыми дорогими для меня людьми: с вами и вашей мамой…
Вы отказались от моей фамилии. Мне от этого больно, но я переживу. Гораздо больнее то, что я вам не нужен и не интересен. Я не собираюсь требовать вашего внимания, я только хочу напомнить вам, что вы мне родные дети, и никакой человеческий суд этого не отменит. В вас всё равно живут мои гены, мои черты характера, мои задатки и способности. Я ничего не требую от вас; я просто жду, когда жизнь преподнесёт очередной урок из числа тех, на которые она так богата. Тогда – если доживу – я вновь окажусь нужен вам, а, возможно, и вашей маме. А до той поры давайте поддерживать хоть какие-то отношения. Я хочу, чтобы вы – хотя бы изредка – писали мне о своих делах. Мне хотелось бы съездить с вами в Карабут, на Дон, к вашей тёте Лене. Она всегда вас ждёт, и вам там было бы хорошо.
Не спешите меня бросать. Может быть, я вам ещё пригожусь.
Ваш отец.
(Ответа не последовало.)
Зачем я упорно повторяю эту фразу, если ответа никогда, то есть ни раньше, ни теперь не последовало? И, боюсь, никогда не последует.
Да для вас, деточки. А то вы и это забудете. Или уже забыли.