21-ое августа, вторник. Советское радио <…> второй день уговаривает советских граждан, находящихся в Германии, являться поскорее на сборные пункты, т. к. репатриация в английской оккупационной зоне заканчивается.
Сведения, поступающие из других источников, как будто говорят о том, что репатриации скоро конец. Если это так и мы благополучно доплываем до этого благословенного дня, – значит закончится еще один, быть может, наиболее опасный период нашей жизни.
Но доплывем ли мы?
Создается такое впечатление, что чем ближе к концу репатриации, тем наглее и развязнее становятся советские агенты, словно они действуют по излюбленной советской поговорке: «Все равно мне в этом доме больше не бывать».
Они не останавливаются ни перед угрозами, ни перед шантажом, ни перед подкупом и даже перед убийствами. За последние дни у нас появились подозрения, что они начинают прибегать также и к их испытанному методу – «убирать» руками других властей или других правительств того, кого они не могут убрать сами.
Некоторое время тому назад был арестован немецкой криминальной полицией некто Яценко, человек, которого я лично не знал, но о котором говорят, что он все-таки принадлежал к лагерю антисоветски настроенных людей и очень не хотел репатриироваться. Мы этому аресту не придали значения, потому что арестованный вел довольно смутный образ жизни и мотивы для ареста могли быть различные.
Но вчера та же судьба постигла профессора Иванова, о котором я здесь несколько раз упоминал. В послеобеденное время к нему явился англичанин с переводчицей и заявил, что его желает видеть не то полковник Джеймс, не то майор Дели, начальник гамбургской английской полиции. Не чувствуя за собою никакой вины и не вникая в подробности дела, профессор сел в машину и уехал. С тех пор его нет. Поиски не привели решительно ни к чему.
Этот арест взволновал нас всех гораздо больше. Какой бы там самостийник Иванов ни был, он все-таки культурный, честный русский человек и, говорят, довольно милый в общежитии. И он – боролся против большевизма. Следовательно, все мы должны позаботиться о нем.