3 сентября мы отошли от причала и стали на рейде. Начался второй акт нашего маскарада — переодевание в гражданскую одежду.
С наступлением темноты мы вышли в открытое море. Куда несет нас судьба? Моряки, по-видимому, знают, но молчат. Их предыдущий рейс был подобным. Возле ленкомнаты висит карта, на которой пальцами процарапан путь от Феодосии до Кубы. Скорее всего, мы следуем туда.
За сутки без приключений пересекли Черное море. Оказывается, оно не такое уж большое, раз мы его прошли за такое время на нашем не слишком быстроходном «корыте», развивающем скорость 18 узлов в час. Не зря кто-то из флотоводцев назвал Черное море большой лужей. Говорят, что скоро будет Босфор, слева показался гористый турецкий берег. Всех начинают загонять по каютам и в твиндек, я же забрался в лазарет.
Наконец входим в Босфор. Теплоход останавливается и берет на борт турецкого лоцмана. Справа и слева видны огни Стамбула. Босфор оказался узким проливом, теплоход в нем довольно много петлял. Стамбул тут, рядом, виден невооруженным глазом. Красив ночной Стамбул с его мириадами огней. Вдоль берега тянется длинная красивая набережная, там сильное движение машин. Там и сям видны мечети, которых в Стамбуле, говорят, масса — город 1000 мечетей. Вот мы проплываем, судя по всему, мимо старой исторической части города. Где-то здесь находится дворец, построенный Екатериной II. Но что самое примечательное — это луна над Стамбулом. Прямо над городом, уступом поднимающимся в горы, висит лукавый рожок, как будто неотъемлемая, извечная часть города. Становится понятным, почему турки своей эмблемой взяли полумесяц.
По проливу впереди и позади нас снуют небольшие корабли, паромы и баржи. Левая, азиатская часть Стамбула видна менее отчетливо. С берега слышны музыка, сирены автомобилей. В этот миг мне захотелось побывать там, окунуться в жизнь этого, по- видимому, большого и красивого древнего города, изучить жизнь его обитателей.
Как рассказывали потом моряки, однажды двое наших граждан прыгнули с корабля и поплыли к берегу, изменив своей родине. Теперь они скитаются по белу свету, один из них якобы просился обратно в СССР, но его не взяли. Скорее всего, пропаганда! Стало ясно, что из-за боязни того, что кто-либо из наших тоже проделает подобный трюк и при этом рассекретит нашу операцию, нас всех и загнали в помещения.
Ночью и на следующий день прошли Мраморное и Эгейское моря. В ночь с 5 на 6 сентября наши женщины, находившиеся на верхней палубе, видели по правому борту огни большого города. Говорят, что это Афины. Временами то справа, то слева попадаются острова, безлюдные на вид, ничем не привлекательные.