За внешним блестящим фасадом нашего космического истэблишмента таилась нищета его научного, а порой и технического, содержания. Это был Голиаф, облаченный из-за нехватки денег в рубища. Он пожирал огромные средства, практически ничего не давая взамен, кроме эфемерной славы.
Космическая цензура, полностью лишившая страну правдивой информации, создала миф о величайших свершениях советской космонавтики. Хорошо это или плохо, этот миф жил, живет ныне и по-видимому еще долго будет жить, служа оправданием дальнейших бессмысленных затрат на Космос. Космические исследования нужны державе, претендующей на роль великой державы, но совершенно не в том виде, в каком они сложились в прискорбном советском прошлом.
Советская космонавтика -- и я об этом еще расскажу -- была передовой областью науки и техники: с беспрецедентным финансированием, с борением разных инженерных подходов и страстей, личными амбициями, великими победами и великими провалами. Но из-за космической цензуры для современников все это осталось полностью за кадром. И уроки из прошлого извлечь оказалось невозможным.
Как ни дико это звучит, была, впрочем, в космической цензуре и малая доза положительного влияния. Она спасала от непроверенных слухов, ляпов и откровенных глупостей, которыми полны нынешние газеты, падкие до лжесенсаций. В 1997 г. несколько видных деятелей советской космонавтики подписали открытое письмо в газету "Новые известия":
"Долгожданная ликвидация "космической" цензуры, доступ к ранее запретным материалам, возможность прояснить многие детали с самими участниками космической эпопеи -- все это вселяло надежду, что многие "белые пятна" истории нашей космонавтики будут, наконец, закрашены.
Однако дарованная свобода слова в данном случае обернулась свободой лжи, еще раз доказав, что демократию у нас понимают, как вседозволенность. Погоня за сенсациями, которую на худой конец все-таки можно оправдать, трансформировалась в изобретение сенсаций. Многие журналисты, пишущие сегодня о космосе, не утруждают себя знакомством не то что со специальной литературой, а даже с общедоступными популярными книгами, чтобы сверить факты, многократно опубликованные...
Мы приветствуем плюрализм мнений, разные точки зрения на историю покорения космоса, самые острые дискуссии по проблемам космонавтики, оригинальное толкование различных фактов. Мы категорически против любого единомыслия. Но все это допустимо, если в основе этих мнений, споров и дискуссий лежат реальные, а не выдуманные события" (Б.В.Раушенбах, Б.Е.Черток и другие).
Сказанное в этом письме сущая правда. Границ человеческого недомыслия нет. И нет границ преднамеренной нечистоплотности некоторых уникумов из пишущей братии.