Глава 6. Братство московского планетария
Первым в России приспособлением для показа звездного неба нескольким зрителям был полый глобус Земли с примитивным "небосводом" внутри. Его соорудили в 1650-1664 гг. в Готторпском замке (бывшее герцогство Голштиния -- русифицированное название Гольштейна, яблока раздора между королевствами Пруссией и Данией). Замок этот, напоминающий десятки других немецких замков-дворцов, расположен на островке залива Шлей в городке Шлезвиг -- на севере Германии вблизи ее границы с Данией невдалеке от Киля. Он долго служил вотчиной немецкой герцогской династии Гольштейн-Готторпов, которая имела тесные связи с Данией, Швецией и Россией. В 1761 г. тщедушный готторпский герцог Карл Пётр Ульрих (1728-1762) взошел на российский престол под именем императора Петра III. В этой связи династию русских царей, начиная с Петра III, в специальной литературе по генеалогии иногда именуют Гольштейн-Готторп-Романовыми. Именно они властвовали в России до 1917 г.
Никчемный Петр III оставался на троне всего-то полгода и был низложен энергичной женой-немкой Софией-Фредерикой-Августой (Екатериной Алексеевной) из мелкого княжества Ангальт-Цербст близ Берлина -- будущей императрицей Екатериной II Великой (1729-1796). Несчастный низложенный государь тотчас после переворота под конвоем удальцов-гвардейцев был отослан в Ропшу в 30 верстах от Петербурга, где через неделю погиб. Обстоятельства его смерти до сих пор историками не выяснены. По наиболее распространенной версии он был задушен преданными Екатерине братьями Орловыми.
Это далеко не единичный пример из российско-готторпских связей. Лучшее бытописание Московии в первой половине XVП века -- благодаря своей дотошности один из важнейших источников для изучения России того времени -- дал участник посольства в Персию некто Адам Олеарий (1599-1671). Он тоже был голштинцем из Готторпа, придворным астрономом и библиотекарем. Кстати, он и был создателем Готторпского глобуса-планетария.
Из Готторпа выходили как сановники Дании, так и Швеции. Примечательное местечко. С 1945 г. входит в состав федеральной немецкой земли Шлезвиг-Гольштейн со столицей в Киле (одна из 16 "членов-государств" федеративной республики). В 2003 г. Готторпский замок как символ давних уз двух стран был выбран для проведения встречи между президентом России В.В.Путиным и канцлером Германии Герхардом Шредером.
Петр I узнал о существовании Готторпского глобуса в парке своего будущего зятя -- голштинского герцога -- в феврале 1713 г. в ходе Северной войны за господство на Балтике. Он приказал предпринять кое-какие шаги, и этот уникум был преподнесен ему безвозмездно в качестве сувенира от лица малолетнего Готторпского герцога Карла Фридриха (1700-1739). Впоследствии подросший герцог женился на любимой старшей дочери Петра (цесаревне) Анне Петровне (1708-1728; всего у Петра было, по ряду оценок, 14 детей, но большинство умерло в малолетстве). Анна Петровна ушла из жизни в двадцать лет через несколько дней после первых родов в Киле, а ее муж -- Готторпский герцог -- долго и безбедно благоденствовал в Петербурге (его-то сын -- внук Петра I по матери -- и стал Петром III). Подарок весил 3,5 тонны при диаметре в 3,11 метра. Его переправляли в столицу Российской империи свыше трех лет, причем за перевозкой царь следил лично. Везли морем и сушей.
Глобус будоражил воображение Петра, поскольку в России той поры вообще не было картографов, способных самостоятельно составить полную карту Земли. Этот пробел Петр восполнил организацией Академии наук, в которой картографии изначально принадлежало видное место. Теперь-то картография не в фаворе, а тогда была законодательницей научной "моды". Ею не гнушались лучшие умы своего времени (словно нынешними нанотехнологиями).
Умелое заполучение уникальной научной новинки -- Готторпского глобуса-планетария -- служит одним из многих сотен свидетельств неустанного радения Петра I о процветании наук в России.
В марте 1717 г. Готторпский глобус установили в Петербурге подле Летнего дворца Петра на Царицыном лугу (ныне -- Марсово поле). Известно, что царь по утрам подолгу рассматривал Готторпский глобус, настолько он был ему люб. В конце концов, по воле Петра глобус в 1726 г. взгромоздили на третьем этаже башни строящегося здания Кунсткамеры. Затем над ним возвели перекрытия и достроили верхние этажи. В утробу земного глобуса могли залезть 12 человек и, теснясь внутри на скамеечке, дивиться небесным светилам.
В одном из пожаров Кунсткамеры Большой Готторпский глобус чудовищно пострадал, но был воссоздан и размещен в пригороде Петербурга. В 1942-47 гг. глобус находился в Германии, похищенный фашистскими войсками. В 1948 г. он вернулся в Ленинград. Ныне он полностью отреставрирован и находится близко к своему исконному месту в музее М.В.Ломоносова. Он занимает пятый этаж башни Кунсткамеры. Никаких движений светил он не воспроизводит. Мне в нем довелось сидеть в ходе реставрации. (Однажды в 1990 г. вместе со мной посидела в нем моя маленькая дочка Ксюша).
Светлая мысль о создании оптико-механической конструкции для демонстрации звездного неба и его движений возникла уже в ХХ веке снова у немца -- основателя и первого президента Немецкого музея в Мюнхене Оскара Миллера (1855--1934). Развивая свою всеобъемлющую концепцию популяризации научных знаний, Миллер решил создавать наглядные пособия для демонстрации научных теорий, но этот проект пресекла мировая война. По стопам Миллера в 1919 г. сотрудник предприятия "Карл Цейсс" В.Бауэрсфельд предложил сделать сферу полого небесного глобуса неподвижной, а ее внутреннюю белую поверхность использовать как сферический экран для множества небольших проекторов в центре.
Примерно через пять лет в Мюнхене был установлен первый аппарат такого рода "Модель I", прозванный "чудом из Йены". Представленный публике 21 октября 1923 г., этот прибор служил многофункциональным "волшебным фонарем", т.е. в современной терминологии слайд-проектором. Проекционный аппарат, специальное здание для него и все научно-просветительское учреждение в целом получили общее название планетариев. Сегодня компьютерные технологии "небесных театров" намного практичнее первоначальных оптико-механических, а понятие "чудо из Йены" прочно забыто. Планетарии стали повседневностью.
В силу сложности конструкции и дороговизны, внедрение планетариев по миру шло туго. Тем не менее, идея пришлась ко двору на почве страны Советов. Инициатором постройки Планетария в Москве выступил крупный партийный функционер, книголюб и эрудит Давид Борисович Рязанов (1870-1938). С 1918 по 1920 гг. этот разносторонний одессит возглавлял Главное управление по делам науки и Главное управление архивным делом при Наркомпросе, был членом коллегии этого наркомата. В 1921 г. именно он организовал Институт Маркса и Энгельса при ЦИК СССР и стал его первым директором, оставаясь им до ареста в феврале 1931 г. Вольнодумец, он позволял себе даже сомневаться, что Сталин способен на творческое развитие теории марксизма. Рязанов часто выезжал зарубеж и, как бы теперь сказали, был восприимчив ко всякого рода инновациям.
Именно Рязанов приобрел в Германии ценные рукописные архивы Маркса и Энгельса, и он же договорился с фирмой "Карл Цейсс" об изготовлении и поставке в Москву оборудования для Планетария. В связи с арестами и расстрелом Д.Б.Рязанова (настоящая фамилия Гольдендах) его имя надолго было выкорчевано из всех очерков по истории Московского планетария.