автори

1484
 

записи

204190
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Shouklina_M » Про церемонию получения британского гражданства

Про церемонию получения британского гражданства

01.01.2014 – 01.01.2015
Уокингем, Беркшир, Великобритания

Почему мы с профессором Солнцевым, убеждённые патриоты своей Родины, решили получить британское гражданство?

 

Потому, что в силу особых жизненных обстоятельств мы поселились жить в Великобритании. Мы прожили здесь уже шесть лет и уезжать пока не собирались. А проживать постоянно в стране в качестве иностранцев оказалось весьма неудобно и иногда унизительно.

 

Потому ещё, что британское гражданство было нам положено по праву. Шесть лет мы исправно работали на английских работодателей и платили колоссальные налоги в королевскую казну. Шесть лет владели английской недвижимостью. Регулярно принимали в своём беркширском доме друзей-туристов из разных уголков земного шара. Возили гостей по Британскому архипелагу, знакомя их с красотами и достопримечательностями  Англии, Уэльса и Шотландии. Да и сами по себе то и дело путешествовали по стране, изучив её как свои пять пальцев. То, что хорошо знаешь, начинаешь любить и считать своим родным.

 

Потому, что при получении британского гражданства нам не надо было отказываться от российского.

 

Короче, мы с профессором заполнили заявления на получение британского гражданства и отправили куда следует. Срок рассмотрения подобных заявлений британскими иммиграционными властями не должен превышать полгода.  Через два месяца нам пришёл положительный ответ.

 

Все граждане Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии являются верноподданными Её Величества Королевы. Посему нам надлежало присягнуть на верность Елизавете Второй и только после этого получить сертификаты о британском гражданстве из рук королевских представителей. Вся эта процедура называется церемонией натурализации, и проводят её местные органы власти.

 

Нашей британской натурализации суждено было завершиться в отделе записи актов гражданского состояния при местном муниципалитете. Иными словами, в ЗАГСе города Вокингем, в округе которого находится наше поселение.

 

Несколько последующих недель ушло на улаживание организационных моментов.

 

Первый этап – поездка в ЗАГС для подачи заявления на проведение церемонии. На выбор предлагались либо коллективная, бесплатная, процедура либо частная за деньги. Мы выбрали частную церемонию. Вовсе не потому, что нам с профессором сильно претило вступать в британские ряды в одной толпе вместе с арабами, пакистанцами и африканцами. Но коллективные церемонии натурализации проводились только раз в неделю, ни свет ни заря по субботам. А приватную церемонию можно было заказать на любое подходящее нам время.

 

Второй этап – обмен письмами с ЗАГСом. В своём послании вокингемская администрация просила нас письменно ответить на несколько вопросов.

 

«Согласны ли вы на то, чтобы мэр города и прочие представители местных властей пожали вам руки, поздравляя с благополучно свершившимся процессом натурализации?» О чём разговор, даже и поцелуями со всеми вокруг себя будем рады обменяться!

 

«Какой вариант клятвы Королеве вы желаете произнести во время церемонии?»

 

На выбор были приложены два текста.

 

Вариант первый, для верующих. Присяга преданности Соединенному Королевству и Королеве: "Я, имярек, клянусь Всемогущим Богом, что при становлении британским гражданином, я буду верным и сохраню истинную преданность Ее Величеству Королеве Елизавете Второй, ее Наследникам и Преемникам, согласно закону".

 

Вариант второй, для атеистов. Подтверждение преданности Соединенному Королевству и Королеве: "Я, имярек, торжественно, искренне и честно объявляю и подтверждаю, что при становлении британским гражданином, я буду верным и сохраню истинную преданность Ее Величеству Королеве Елизавете Второй, ее Наследникам и Преемникам, согласно закону".

 

Не будучи воинствующими безбожниками, мы выбрали вариант клятвы Всемогущим Богом. Что обещало усилить мистическую значимость момента.

 

«Подтвердите, будет ли на вашу церемонию приглашен кто-либо из ваших друзей или родственников».

 

Мы с Солнцевым задумались, кого нам пригласить на акт нашей натурализации. Близкими английскими друзьями за годы жизни в Англии мы не обзавелись. Нашим нескольким русским знакомым, постоянно проживающим на Туманном Альбионе, это вряд ли будет интересно. Все они получили британское гражданство незадолго до нас и, стало быть, были интимно знакомы с церемониальными тонкостями сего процесса.

 

Мы вспомнили о наших новых грузинских друзьях, проживающих неподалёку от нас в Рэдинге со своими тремя малолетними детьми. Кети и Зезва, самые что ни на есть настоящие грузины родом из-под Тбилиси, поселились в Великобритании в статусе беженцев лет десять назад. О причинах своего отъезда из Грузии Кети и Зезва говорить не любили. Судя по их нелестным отзывам о тогдашнем грузинском президенте Михаиле Саакашвили, наши грузины сбежали от его режима. Оба картинно хороши собой, рослые и белокожие, они выглядели будто чудом уцелевшие осколки какого-нибудь кавказского древнего княжеского рода. На поверку же Кети и Зезва оказались совсем простыми людьми. Без высшего образования и определённой профессии, в Англии они жили, перебиваясь случайными заработками и с трудом содержа своё многочисленное семейство.

 

Мы познакомились с Кети и Зезвой около года назад при весьма несчастливых обстоятельствах, о которых не будем распространяться в этом рассказе. Также как и мы, Кети и Зезва родились и выросли в Советском Союзе. Как все грузины СССР, они свободно говорили на русском языке. Здесь в Англии для них это был даже не второй, а третий язык, после грузинского и английского. Для многих постсоветских явлений их русского словарного запаса не хватало, и тогда они переходили на английский, благо оба знали его великолепно. Мы подружились с Кети и Зезвой и иногда заезжали к ним в гости. Угощались свежеприготовленными хинкали и другими блюдами грузинской кухни, запивая их ядрёной чачей, доставленной прямиком из Грузии. Беседовали в основном о перспективах открытия на территории Великобритании широкой сети грузинских ресторанов. Разговора о культуре не получалось. Популярен ли в Грузии Булат Окуджава, спросили мы как-то Кети и Зезву. Да нет, не очень, ответили они. Это ведь, кажется, какой-то известный врач, да?

 

Грузинские друзья приняли приглашение на церемонию нашей британской натурализации с радостью и воодушевлением. «Понимаешь, - сказала Кети, -  мы прожили в Британии уже десять лет, а гражданство получить никак не можем. Нам очень интересно было бы посмотреть на эту процедуру».

 

Одевшись поприличней, в назначенный час мы с Солнцевым и грузинскими гостями прибыли в ЗАГС города Вокингема. Навстречу нам вышла английская дама в строгом чёрном костюме. Типичная суровая англичанка с тонкими губами на неулыбчивом лице. Впрочем, она встретила нас вполне любезно и пригласила проследовать за ней в зал для проведения торжественных мероприятий. Усадив профессора и меня на диван у стены, для начала церемонийместерша минут двадцать проводила с нами отвлечённую беседу. Как мы себя чувствуем в данный момент? Откуда мы родом? Почему переехали жить в Англию? Чем занимаемся? Какие планы на будущее?

 

Я привычно и терпеливо отвечала. Профессор привычно молчал, не обладая голосом и не умея говорить по-английски.

 

«А сейчас я приглашаю вас присесть к столу, за которым пройдёт церемония вашей натурализации. Сначала я произнесу предварительную речь. Затем я вручу вам листы с клятвой верности и Зароком преданности Королеве и Королевству. Я попрошу вас по очереди прочесть их вслух, громко и отчётливо. Затем я зачитаю заключительную торжественную речь о присуждении вам британского гражданства и вручу вам сертификаты о натурализации и подарки от британского правительства. Напоследок вы сможете сфотографироваться отдельно и с вашими друзьями на фоне портрета Её Величества».

 

«Окей, - говорю. – Только, знаете ли, есть одна проблема. Владимир Солнцев не может говорить по причине дырки в горле. Нельзя ли освободить его от необходимости произнесения текстов вслух? Например, я буду зачитывать клятву, а Владимир будет кивать головой в знак согласия со всеми пунктами».

 

Церемонийместерша взглянула на профессора с любопытством, но не возражала. Я перевела Солнцеву план действий на русский язык.

 

«Маша! – неожиданно отреагировал гордый профессор. – зачем мне эти поблажки? Я сам зачту присягу верности Королеве. Если только мадам не будет возражать против моего шёпота».

 

Церемонийместерша не возражала. Но посмотрела на Солнцева с удвоенным любопытством.

 

Процедура у стола прошла довольно быстро. Самым сильным моментом этой части представления стала речь, с громким свистом прошёптанная профессором Солнцевым. Собственно, коротких речей было две - та самая клятва Всемогущим Богом, а также Зарок Преданности Соединенному Королевству и Королеве. Со следующими торжественными словами:

 

"Я сохраню лояльность к Соединенному Королевству и буду уважать его права и свободы. Я поддержу его демократические ценности. Я буду искренне блюсти его законы и выполнять мои обязанности и обязательства как британский гражданин".

 

Солнцев зачитал тексты с выражением и с на изумление правильным английским произношением. Это было очень трогательно и невероятно впечатляюще. Ведь все эти годы в Англии мой муж-профессор, хоть и прочитавший в подлиннике множество английских книг, и двух слов никому не сказал на английском языке. В устном общении с англоязычным миром он предпочитал полагаться на меня, своего переводчика. Значит, всё же не зря профессор прожил в Англии столько лет, впитав таки в себя звучание английской речи.

 

В качестве подарков от британского правительства церемонийместерша вручила нам красные корки для паспортов. С дизайном, в точности повторяющим лицевую обложку британского паспорта с золотым тиснением герба британской монархии и слов «Европейский Союз, Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии». Хотелось бы, конечно, воскликнуть, глядя на эти дубликаты бесценного груза: «читайте, завидуйте: мы с профессором граждане Европейского Союза!». Увы. Британцы проголосовали за выход из него на недавнем всенародном референдуме. Заколотили в крышку гроба Европейского Союза первый гвоздь под названием «Брекзит».

 

Мэр города Вокингема церемонию нашей натурализации не посетил. Вместо него профессор Солнцев и я по очереди обменялись задушевными рукопожатиями с нашей англичанкой-предводительницей церемониала. И отправились на завершающий этап мероприятия – фотосессию на фоне полуметрового парадного портрета Елизаветы Второй.

 

На память о знаменательном событии у нас на всю жизнь останутся фотоснимки: свежеиспечённые британские натуралы, мы с профессором Солнцевым стоим одесную и ошую всемогущей английской королевы, самого долго правящего монарха за всю историю Великобритании. В светло-кремовом платье с голубой лентой наискосок суверенной груди, с серебряной короной на седовласой голове, Елизавета Георгиевна благосклонно и с оптимизмом глядит вдаль поверх голов своих новейших верноподданных. Королева ещё не знает, что скоро в её королевстве случится Брекзит.

 

Церемония закончилась и мы стали прощаться с англичанкой-церемонийместершей. «В какой ресторан вы пойдёте сегодня праздновать?» – спросила она. «Ни в какой... Мы вообще-то не собирались ничего праздновать», - простодушно ответила я. Англичанка удивлённо подняла брови: «Как это не собирались праздновать? Это же важнейшее событие в вашей жизни!» «А, ну да, конечно! – спохватилась я. – Вот как раз сейчас пойдём к нам домой с нашими друзьями и выпьем грузинской водки и русской чачи. Но поздно засиживаться не будем, мне завтра на работу рано вставать». Англичанка строго поджала свои тонкие губы и без улыбки проводила нас на выход.

 

А мы с Кети и Зезвой отправились к нам домой, чтобы выпить.

 

«Маша, - с жаром сказала Кети. – Ты с ума сошла, ты себя и Владимира чуть не лишила только что полученного британского гражданства! Ты что, не видела, какое злое лицо сделалось у этой англичанки? Ты думаешь, она простая работница местного ЗАГСа? Нет, она же «при погонах», работница иммиграционных властей! Ты заметила, с каким пристрастием она вас расспрашивала о том, как вы в Англию попали, да чем вы тут занимаетесь, да какие у вас планы на будущее? Ей по долгу службы велено ко всем иностранцам относиться подозрительно. К тому же, у неё на лице было написано, что она ярая националистка! Смотрит на нас, иммигрантов, и думает: «понаехали тут всякие, да ещё и британские паспорта получают». Покажись ей что не так в вашем поведении, и она запросто могла бы свернуть церемонию вашей натурализации на полдороге. Она тебе вожделенное гражданство даровала, и ты обязана была визжать от счастья и повторять, что это самый главный и важный день в твоей жизни. А ты ей вместо этого с кислым лицом о том, что нечего тут праздновать. Радуйся, что эта офицерша не отобрала у вас свидетельства о гражданстве при выходе из ЗАГСа!»

04.11.2020 в 20:59


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама