автори

1581
 

записи

221501
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Alpatov » Тульская область. 1989-2002 годы - 8

Тульская область. 1989-2002 годы - 8

20.04.1990
Троицкое-Бачурино, Тульская, Россия

Вспоминая Троицкое лесничество. Часть 2

 

 

Служебный транспорт

 

Вторым по значимости в лесничестве на тот момент был водитель единственной машины, на которой делалось всё. Из транспорта это был не единственный вариант. Почти у каждого лесника была закреплённая лошадь, которую он содержал сам. При лесничестве тоже содержалась лошадь, но особой необходимости в ней уже не было.

 

Лошади, незаменимая составляющая жизни деревенского жителя, неуклонно вытеснялись разнообразными транспортными колёсными средствами. Машины, трактора, мотоциклы были намного удобнее в эксплуатации, не требовали заботы несколько раз в день, могли использоваться по потребности, не требуя к себе внимания в остальное время.

 

Основным фактором, вытеснившим лошадь из нашей жизни в качестве транспортного средства, всё же стал экономический. Телега, сани, конная упряжь перестали производиться массово, их стало трудно найти, их цена становилась неподъёмной.

 

Лошадь для лесника была не только транспортом, но и для некоторых, заботливой нянькой. У наломавшихся за световой рабочий день, промёрзнувших или промокнувших работников, вошло в трудноискоренимую привычку «принять с устатку». А уж если лесник отпускал дрова, то частенько ему подносили магарыч, чтобы выделил поровнее, с хорошим подъездом к месту заготовки, частенько вообще только за то, что нашёл время и согласился съездить на делянку.

 

Душа, она, конечно, меру знает, но количество выпитого иногда перевешивало, мерное покачивание телеги или поскрипывание полозьев саней убаюкивало. Возница засыпал и, бывало, выпадал из своего транспортного средства. Заботливая лошадь стояла возле хозяина, терпеливо ожидая, когда он проснётся от холода, снова займёт своё место и трогалась дальше. Дорогу домой ей показывать не надо, никакой автопилот не был нужен. Эти редкие случаи обязательно становились общеизвестными, над героем долго подтрунивали, вызывая его сконфуженную улыбку.

 

С появлением тракторов охранять лес на лошадях перестали успевать. Выручало отсутствие тракторов у населения. В ходу была шутка, что «зачем нам столько лесников? Нужно председателям колхозов доплачивать, дабы они тракторы не давали, тогда и воровать не будут, не на чем будет».

 

Старое поколение лесников постепенно уходило, молодым, приходящим им на смену, было удобнее переходить на другой транспорт, деловые отношения из пол литровочных стали переходить на другие ценности. Отходя от дел, дедушки хлопотали оставить себе свою лошадку, по бухгалтерии числившуюся с момента её постановки на баланс, за это время несколько раз заменявшуюся самим хозяином на более молодую кобылку или молодого мерина, так что по документам числилось не то, что было в действительности. Помню, в нашей отчётности лошадям было двадцать пять, двадцать семь, одной даже сорок один год!

 

Тем не менее, лошадь передать в частные руки было нельзя, чаще всего их списывали с баланса как падёж, справку о чём брали за известную таксу у колхозного ветеринара. Там же, в одном из тогда ещё живущих колхозов, меняли выработавшееся животное на более свежую лошадку, по необходимости.

 

Машина, это уже другой уровень. Ну и что же, что ЗИЛ-157 был давно устаревшей моделью! Никакие другие тогдашние вездеходы не могли сравниться с ним по проходимости, при том, что ещё и до четырёх тон груза можно было перевезти. В этом деле всё зависело от водителя.

 

Николай Егорович, среднего роста, с холодными, прозрачными глазами всегда прятавший их за улыбчивый прищур, уклонялся от разговоров, шутил, подтрунивал над Александром Андреевичем, сидящим от меня справа, вовремя более чем двухчасовой дороге в контору лесхоза с ежемесячным отчётом, затем обратно.

 

Начинал всегда Андреевич, вспоминая старые художества из их общей молодости. Жили они напротив друг друга, знали друг про друга всё, но общались только на работе.

 

- Помню, помню, как ты за пушистыми котятами похаживал, начинал Андреевич, толкая меня локтем в бок. Старшина хмыкал, щурился улыбкой, и начиналось минут на двадцать - тридцать мирное препирательство. Из отдельных слов всплывали давно происшедшие события, но никогда не звучало ни одного имени, ни одной фамилии.

 

Машину свою Старшина любил, холил и лелеял. Была бы его воля, он бы не работал на ней, а только всем демонстрировал. Не было ни одного случая, во сколько бы поздно ни вернулись, чтобы он лёг спать, не помыв свою любимицу.

 

Сзади машину украшали брызговики, висящие до самой земли. Впереди торчали над бампером самодельные подпружиненные «усы», показывающие не видные из маленьких окон кабины габариты машины. Не то, чтобы помять, поцарапать машину было бы для Николая Егоровича трагедией.

 

Его внешний вид, сияющие зеркальным блеском яловые сапоги, старинного покроя, смотревшиеся, как только что пошитые галифе, всегда чисто выбритый вид были под стать внешнему виду машины.

 

Ездил Старшина неторопливо, разгонял автомобиль по федеральной трассе только до сорока километров в час, снижая скорость до двадцати километров в условиях тумана и гололедицы.

 

- Кто же так ездит! Куда же так спешат! раздавались его причитания после обгона нас очередной машиной. Фуры, обгоняя, обильно забрызгивали лобовые стёкла весенней или осенней грязью, дворники не справлялись. Когда обзор исчезал совсем, Николай Егорович останавливал машину и лез намывать забрызганные стёкла. Учитывая упорную неторопливость таких поездок, сидя свободно в отсутствии второго пассажира, я старался задремать в тряской кабине, едущей по гладкому асфальту, под вой вездеходной резины.

 

- Давайте установим омыватель стёкол, - предложил однажды Старшине. Заводом на этот древний экспонат установка подобного устройства не предусматривалась.

 

- Кабину сверлить?! бедного Егоровича чуть не хватил удар. Настаивать на установке язык не поворачивался.

 

Однажды, возвращаясь домой, наблюдая эти остановки, запрыгивание и мытьё тут же вновь забрызгиваемых грязью стёкол, я открыл одну из пластиковых бутылок, лежащих под ногами и содержащих запас воды на тот случай, если закипит радиатор, высунул руку в открытое боковое стекло и плеснул воду вперёд. Вода, попав на щётку стеклоочистителя, тут же проделала широкую смотровую щель.

 

Старшина идею оценил, попросил передать открытую полторашку с водой и проделал тоже самое со своей стороны. Таким образом, останавливаться стали значительно реже, существенно ускорив попадание в пункт назначения.

26.02.2020 в 21:23


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама