В связи с Венгерскими событиями рассмотрение нашего с Ларисой и Анной дела задержали, но к концу 1957 года меня тоже вызвали в Сусуман и объявили, что ««приговор военного трибунала 3-го Украинского фронта от 7 июля 1944 года в отношении Павлова И. И. по вновь открывшимся обстоятельствам отменен, и дело за отсутствием состава преступления прекращено». Такие стандартные справки получали и другие оправданные узники лагерей, хотя всем было ясно, что «вновь открывшиеся обстоятельства» - это разоблачение культа личности Сталина и уничтожение его репрессивной машины. Одновременно были реабилитированы Лариса Башкирова и Анна Ивио. Мне восстановили колымские надбавки к зарплате и выслугу лет. Кроме того, бухгалтерия сделала перерасчет зарплаты за два предыдущих месяца и выплатила выслугу лет за предыдущий год, что тоже составило крупную сумму. Я получил возможность не только не экономить средства на себя, но и посылать домой в Одессу значительно больше денег, чем прежде.
В годы после XX-го съезда КПСС стараниями Хрущева были реабилитированы около миллиона политзаключенных; к сожалению, многие из них посмертно. На родные земли из ссылки вернулись и репрессированные Сталиным народы. Началось массовое строительство скромного, но удобного жилья для рядовых граждан страны; были значительно увеличены пенсии, позволившие старикам, вынесшим все тяготы войны и послевоенной разрухи, не только нормально питаться, но и выделять деньги на одежду и лекарства; была отменена плата за обучение в старших классах общеобразовательных школ, в средних специальных и высших учебных заведениях; рабочий день был сокращен до семи часов. За эти же годы страна сделала большой рывок в науке; выпуск продукции свободными тружениками увеличился более, чем вдвое; страна стала преображаться. Никита Сергеевич открыл форточку во внешний мир и впустил свежую струю правды и свободы, которую уже полностью задержать никому не удалось. С его одобрения, стараниями Александра Трифоновича Твардовского была впервые в открытой печати для советского и мирового сообщества раскрыта драма советских лагерей, которую довелось пережить миллионам гражданам страны - была опубликована повесть Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича». На XV-ой сессии ООН Хрущев поставил вопрос о ликвидации колониальной системы в мире, и не без его настойчивости многие страны впервые приобрели независимость.
И никакие промахи, ошибки, грубости Хрущева, непоследовательность и незавершенность решений им политических и социальных проблем не могут затмить его героического поступка - великое мужество и чистая совесть нужны были, чтобы разоблачить сталинские преступления. В то время по радио, телевидению и в прессе непрерывно звучали слова советских писателей, поэтов и журналистов, работников культуры и ученых, партийных и государственных деятелей, призывавших посвятить остаток своей жизни возвеличиванию и прославлению в веках Великого кормчего и полководца, Корифея науки, Гения человечества, Вождя и Учителя всех времен и народов. Трудно было Хрущеву, продукту большевистского воспитания, полностью дистанцироваться от сталинской идеологии, так как вся жизнь его прошла рядом с этим монстром, с его единомышленниками и холуями; и в то время Никита Сергеевич не смог ни только проверить свои сомнения, но даже помыслить об этом.
Не все безвинно пострадавшие от необоснованных репрессий были реабилитированы при Хрущеве, не прекратились и преследования граждан страны по политическим мотивам, хотя уже не были массовыми и столь жестокими; не ликвидирована была и партийная цензура. Многие произведения русских и советских писателей, философов, политических деятелей, критически относившихся к Октябрьской революции и методам построения «самого справедливого общества», все еще оставались под запретом.