И с братом голодным, что было
В котомке, он все разделил;
Собрав свои дряхлые силы,
На ключ за водицей сходил.
И горе пока позабыто,
И дружно беседа идет...
Голодного, видно, не сытый,
А только голодный поймет!
А. Плещеев
Вскоре Эдуард Исаакович предложил мне перейти на другую работу, более постоянную и не столь близкую к этапам - на дровосклад, на циркульную пилу.
Ежедневно с четвертого километра на дровосклад привозили шесть-семь машин с дровами. Для облегчения разгрузки машин использовалось нехитрое приспособление. У заднего борта машины ко дну кузова жестко прикреплялся длинный стальной трос с массивным крюком на конце. Перед погрузкой леса в машину на лесозаготовительном участке, трос укладывался на дно кузова посередине его и перебрасывался через крышу кабины. На трос грузчики укладывали распиленные по ширине кузова бревна, и, когда машина была полностью загружена, свободный конец троса с крюком размещали поверх уложенного в кузове штабеля дров и закрывали борта грузовика. При разгрузке машины на дровоскладе - у навеса с расположенной под ним циркульной пилой или на территории склада, задний борт машины открывали; крюк на конце троса цепляли за одну из многочисленных петель, заделанных в огораживающие склад столбы или просто в землю; и машина медленно, на первой скорости, двигаясь вперед, сбрасывала штабель дров на землю. Такая нехитрая механизация очень облегчала разгрузку лесоматериала и сокращала простои машин.
Циркульная пила работала часов двенадцать в сутки. Мы снабжали дровами пекарню, столовую, котельную, электростанцию, чуркосушилку. На пилораме работали четверо заключенных: двое пилили, двое кололи дрова. Нас неплохо подкармливали в столовой, и пришедшие на дровосклад доходяги скоро становились полноценными работниками. Когда приезжала телега, мы вчетвером нагружали ее. Возчицей была молодая женщина - сибирячка, получившая 8 лет за антисоветскую агитацию. Узнав о победе Красной Армии над фашистской Германией, в сельском клубе устроили митинг и танцы. Все были навеселе, пели частушки, радовались концу тяжелой войны. Спела частушки и наша возчица:
Когда Ленин умирал,
Сталину наказывал:
Вдоволь хлеба не давай,
Мяса не показывай!
Ленин в дудочку играет,
Сталин пляшет трепака.
Всю Россию проплясали
Два советских дурака!
Это было ее последнее публичное выступление. Такое сравнение двух вождей нас удивило и шокировало - большинство политзаключенных считали Сталина извратителем дела Ленина, виновником всех наших бед.