авторів

1621
 

події

226101
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Tatiana_Passek » Иван Евдокимович Протопопов (1825-1827) - 5

Иван Евдокимович Протопопов (1825-1827) - 5

09.09.1826
Москва, Московская, Россия

   С этого времени, кроме преподавания наук в романтичной форме, Иван Евдокимович стал носить нам тайком мелко исписанные тетрадки с запрещенными стихами Пушкина. Мы списывали их украдкой, вытверживали наизусть, прятали на ночь под подушку, чтобы они не попали в такие руки, в которые не следует, и тверже удержались в памяти. Саша, по живости характера и врожденной беспечности, не выдерживал тайны и громко декламировал то "Оду на вольность", то "Деревню", "Кинжал". Чтобы навеять на слушателей страх и трепет, принимал трагическую позу, мрачное лицо и задыхающимся голосом говорил, бывало:

  

             Но Брут восстал вольнолюбивый,

   Кинжал! ты кровь излил -- и мертв объемлет он

             Помпея мрамор горделивый[1].

  

   У Саши был недостаток в произношении, который придавал ему детскую грацию. Он выговаривал слог ла между французским la и русским ла. Он это знал и иногда, затрудняясь на этом слоге, останавливался на минуту и, краснея, улыбаясь, смотрел на всех. Впоследствии этот недостаток у него утратился.

   С этого времени Саша стал с особенным увлечением заниматься историей Рима и Греции. Разумеется, он читал ее как роман, в живых очерках Сегюра[2]. Театральные натяжки героев, бросающихся в пропасть, он пропускал мимо, а гражданские добродетели их -- понимал. Пластическая, художественная красота великих людей древности поразительно отпечатлевалась в его юной душе. В Греции, говорил он, все до того проникнуто изящным, что сами великие люди ее похожи на художественные произведения и напоминают собою мир греческого зодчества. Та же ясность, гармония, простота, юношество, благодатное небо, чистая детская совесть. Даже черты лица Плутарховых героев так же дивно изящны, открыты, исполнены мысли, как фронтоны и портики Парфенона, и грустил, что этот мир изящества, добродетелей и энергии давно похоронился, -- как вдруг чтение одного автора открыло ему, что и тот мир, в котором он живет, который окружает его, полон блеска и великого. Открытие это сделало переворот в его жизни.

   Раз взявши в руки Шиллера, он уже не покидал его и всю жизнь свою вспоминал о своем избранном поэте с трогательным чувством любви и благодарности. Шиллер!-- говорил он, -- благословляю тебя! тебе я обязан святыми минутами юности. Сколько слез лилось из глаз моих на твои поэмы! какой алтарь воздвигнул я тебе в душе моей! ты по преимуществу поэт юношества, тот же мечтательный взор, обращенный на одно будущее, те же энергические, благородные чувства, та же любовь к людям, та же симпатия к современности[3].

 



[1] В "Записках одного молодого человека" эпизод чтения тетрадок с запрещенными стихами Пушкина отсутствует; в "Былом и думах" Герцен упоминает об этом очень коротко (см. Г, т. VIII, стр. 64). Возможно, что Пассек, рассказавшая о чтении более подробно, использовала находившуюся в ее распоряжении рукопись повести Герцена "О себе". Цитируя в конце эпизода стихотворение Пушкина "Кинжал", Пассек приводит строки из пятой строфы в редакции, отличающейся от общеизвестной. Этот вариант приведен среди других в Полном собрании сочинений Пушкина, изд. Академии наук СССР, т. 2, етр. 647--648.

[2] Рассказ об увлечении Герцена историей древней Греции и Рима представляет собой сокращенное изложение текста из "Записок одного молодого человека" (Г, т. I, стр. 277--278).

   "Живые очерки Сегюра" -- многотомный французский учебник всеобщей истории, печатавшийся с 1817 г. и позднее не раз переиздававшийся ("Abrégé de l'Histoire universelle, ancinne et moderne, à l'usage de la jeunesse", par M. le comte de Segur").

[3] Воспоминание о преклонении перед Шиллером заимствовано из "Записок одного молодого человека" (Г, т. I,:стр. 278).

Дата публікації 23.09.2018 в 17:17

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: