8 февраля
Китайцы говорили, что на 7-е число назначено японцами взятие Артура, однако день и ночь прошли совершенно спокойно. В порте появились воззвания китайского правительства с предложением вступать в Чифу в китайские войска; по-видимому, для возможности блюсти строжайший нейтралитет Китай решает увеличить численность своих войск. Неофициальное еще пока известие о назначении военного министра Куропаткина помощником главнокомандующего вызвало общее одобрение гарнизона; все рассчитывают, что с приездом его и адмирала Макарова наши неудачи забудутся и обстоятельства в ой им примут совсем другой оборот.
В Артуре большую популярность приобрела кем-то пущенная острота, что флот наш, по заявлению командира эскадры, держит также строжайший нейтралитет, -- острота злая, но не без меткости -- флот действительно обидно инертен.
Наместник уехал только сегодня утром, без официальностей, совершенно просто. Уезжал он чуть ли не со слезами, жаль ему было, по-видимому, покидать свое излюбленное детище -- Артур, да притом еще о такое смутное время