1 сентября
«Тяжелые бои в районе Талавера», — пишет М.Кольцов в «Правде».
В театре — сбор труппы. В.Э. произносит маленькую речь о перспективах сезона. После собрания веду Фейгельман и Секи Сано на строительство нового здания. Кажется, оно совсем не подвинулось с июля.
Вечером сижу дома. Звонок В.Э. о чем-то недоговоренном утром и вдруг — какие-то лирические слова мне, благодарит за «отношение к себе» — даже неловко. Я растерялся и болтал чепуху... <...>
Ночью звонит Шток: не поеду ли я с Гиковым завтра в Дмитров на совещание ударников строительства канала Волга—Москва. Он не может, плохо себя чувствует. Соглашаюсь, хотя завтра у меня и масса дел.
Сэки Сано — японский режиссер, коминтерновец, работал в НИЛе, отмечал в тексте номер каждой мизансцены и создавал чертежи движения актеров. В РГАЛИ (Ф. 963. Оп. 1. Ед.хр. 1043. Л.11) сохранился проект плана индивидуальной работы С.Сано на 1936 г. — «Для утверждения Вс.Э.Мейерхольдом», о чем сообщается в примеч. к книге И.Уваровой «Смеется в каждой кукле чародей» (М., 2001. — URL: http://uvarova.jimdo.com/главная/смеётся-в-каждой-кукле-чародей/). Бегло обрисованный портрет этого человека, сыгравшего трагическую роль в судьбе Мейерхольда (после ареста его, среди прочего, обвиняли в шпионаже в пользу Японии), находим в главе из воспоминаний переводчицы Н.Е.Семпер-Соколовой (см.: Семпер Наталья. Лицом к лицу с мечтой // Toronto Slavic Quarterly. 2003. №29).