Помню, в начале 1918 г. в районе Никополя и Запорожья вспыхнула гражданская война на колёсах, и прогремело по всей Украине и Донбассу имя храбрейшего командира бронепоезда девушки Маруси (Никифоровой). В эти места ездил и наш Дебальцевский отряд во главе с тов. Рязанцевым, где он возвеличил боевую славу нашего отряда и храбрейшего из храбрых командира тов. Рязанцева.
После отступления Советских войск и учреждений из Дебальцево в апреле 1918 года отряд тов. Рязанцева вёл успешные бои с немцами и казаками в районе Александров – Грушевск, ныне г. Шахты Северо-Кавказского Края. В этих же неравных боях отряд потерпел поражение. Погиб смертью храбрых и прославленный наш красный командир тов. Рязанцев. В память этого истинного героя гражданской войны назван самый большой и красивый посёлок в Дебальцево.
Меня интересовала биография Фёдора Рязанцева, и мне говорили: Отец его - старый кадровый рабочий, работал слесарем депо, имел большую семью и жил бедно. Был тихим и спокойным человеком, трудолюбивым работягой. Сын Фёдор не в отца, он с юных лет отличался смелостью и энергией. Был очень сильным и ладным, за что его все уважали и боялись. Ещё юношей он считался среди своих сверстников атаманом. Служил в депо вызывальщиком паровозных бригад и был весёлым парнем и любил пошутить: Иди, мол, скорее в депо - там хоронят кобеля такого-то! Или на свадьбу такого-то щена!
В его отряде большинство было дебальцевской молодёжи, часть из них погибли вместе с командиром, а часть попала к немцам в плен, и мне лично пришлось быть свидетелем, когда пленных юношей везли в спец-эшелоне в Германию через Дебальцево. Ехали мои хорошие друзья-товарищи: Леонид Мызников и Василий Новиков, и я с их родителями вышел, чтобы увидаться с ними и помог им.
Слух об этом эшелоне прошел дня за два-три. Народу для встречи собралось очень много. И вот, наконец – эшелон прибыл в Дебальцево и остановился против вагонных мастерских. К составу хлынула вся толпа ожидающих. Двери и люки у вагонов были открыты и начались переговоры и слёзы: того-то и того-то убили. Начали бросать в двери, в люки передачки, деньги. Родители убитых подняли крик, слёзы, истерики. Немецкая охрана взбесилась, приказали закрыть двери и люки, запретили передавать передачи, подняли стрельбу. Оттеснили всех нас, и хотели отправлять эшелон дальше. Родители и начальство упросили подождать и, несмотря на самый суровый и недоступный вид охраняющих немцев, многим сообразительным родителям удалось подкупить немецких солдат и освободить своих детей. Удалось и нам освободить Леньку Мызникова и Васю Новикова.
Так закончил своё существование Дебальцевский вооруженный отряд, испытавший все горести и трудности гражданской войны. Вечная слава погибшим! Вечная благодарность оставшимся в живых!