5 июля
В Сенате. -- Первое (т. е. для меня) заседание по октябрьскому студенческому делу. Что за полоумные мальчишки!
6 июля
В Сенате. -- (Замечательная личность Петра Заичневского -- принадлежащего к так называемым исповедникам... социализма, слово, которого значение весьма для них смутно, -- но за которое тем не менее они готовы пойти в мученики и чего именно добивается Заичневский, стараясь не уменьшить, но преувеличить свои действия).
У нас Свербеева, Варвара Дмитриевна и Пальмер, который мне и всем жестоко надоел. Мне кажется, что если он не агент езуитов, то просто агент или английского правительства, или какой-либо английской политической или торговой партии.
9 июля
В Сенате. (приговор предварительный).
10 июля
В Сенате. (принятие мер предосторожности по студенческому делу).
11 июля
Писал бар. М. А. Корфу -- о деле студенческом, рассматриваемом в-1-м отделении 6-го департамента.
13 июля
В Сенате. -- (Студенческое дело -- смешение имени литографа Федорова с немцем.)
18 июля
В Сенате. -- Предварительное чтение проекта приговора по студенческому делу -- кара доведена кажется до последних границ снисхождения, допускаемого законом; остальное, по моему мнению, должно быть предоставлено милосердию государя, -- которого в этом не следует стеснять; для; суда одно поприще: закон, какой бы он ни был, dura lex, sed lex {Суровый закон, но закон.}.
Кружок московского студента П. Г. Заичневского был одним из любопытнейших революционных кружков начала 60-х годов. Процесс кружка начался еще в 1861 г. Деятельность кружка заключалась в распространении нелегальной литературы и разъяснении крестьянам истинного смысла реформы 19 февраля. Сам, П. Заичневский был арестован в 1861 г за произнесение речи об убитых в Варшаве поляках и за пропаганду среди крестьян. Во время следствия, находясь под арестом, он составил прокламацию "Молодая Россия", являющуюся одним из первых документов русского бланкизма (перепеч. в книге "Прокламации 60-х годов", стр. 57--59). Причастность Заичневского к составлению этой прокламации осталась неизвестной правительству. Заичневский был приговорен к каторжным работам и ссылке на поселение и впоследствии неоднократно вновь подвергался преследованиям за свою революционную деятельность. Он произвел глубокое впечатление на Одоевского. В 1868 г. в "Записке государю" Одоевский писал: "Что было бы с Россией при последней польской революции, если бы она случилась до 19 февраля! NB. Припомните суд в Сенате над социалистами в Москве". ("Рус. Арх." 1895, т V, стр. 44). Ср. также записи 19--24/VIII. О кружке Заичневского см. Центрархив. Политические процессы 60-х гг.", т. I. M.--Л. 1923, стр. 137--269; "Крест. движ.", т. II, стр. 4--5; М. Лемке. Политические процессы, стр. 1--54; В. Алексеев. Студенческий кружок Аргиропуло и Заичневского и его деятельность ("Голос Минувшего" 1922, No 1); Б. Козьмин. Заичневский и "Молодая Россия". М. 1932 (там же библиография) и его же статьи в "Каторге и Ссылке" 1930, NoNo 5--9.