Я никогда не давала названия своим работам, поэтому не знала, что ответить, когда мужчина средних лет обратился ко мне с вопросом: «А как называется эта ваша работа?» Я пожала плечами и ответила: «Ну, наверное, ее можно назвать Осень». И не могла понять, зачем это ему нужно, и тем более не могла понять, что же он хочет, почему говорит про какие-то 20 долларов. С трудом разобрались: он хотел дать мне задаток, чтобы я эту выбранную им картину не продавала, а оставила для него. Купить сейчас он не может, потому что это подарок для дочери, сюрприз. А дочь и его супруга в данный момент гуляют по рынку, поэтому он придет за ней один в следующий выходной.
Ждать он не стал, позвонил в середине недели по телефону, и я пригласила его приехать. Я дома могла бы показать ему гораздо больше работ, чем те, что со мной на рынке. На стенд помещается восемь работ, и девятую я обычно ставила на мольберт. Хотя, может быть, ему совсем и неинтересно смотреть мои работы. Я решила, что предложу посмотреть и по его поведению пойму, интересно это ему или нет.
Гость проявил заинтересованность и посмотрел все, что было вывешено на стенах. Он о чем-то меня расспрашивал и сам излагал свои впечатления о работах. Мы даже посмотрели фотографии – несколько моих работ, сделанных под Парижем, недалеко от Версаля. Наконец, гость, посмотрев много работ и сделав мне немало комплиментов, воскликнул: «А вот эта – самая ваша любимая. У нее и рамка такая особая. Эту работу я бы передал музею». Он угадал. Эта работа и мне самой нравилась, но я не решалась делать копию, для этого потребовалось бы много усилий.
Сдачи у меня не оказалось, поэтому пришлось гостю заплатить на 10 долларов больше. Он меня успокоил и оставил мне свою визитную карточку. Как только он ушел, я сразу в Интернете нашла его сайт. Оказалось, что он скульптор, и работы его мне понравились. Еще раз убедилась, что настоящие ценители моих работ – это люди искусства.
На следующий год, когда мы с мужем вернулись домой после поездки на зимние каникулы к внукам в Лос-Анджелес, на автоответчике нашли запись. Это был скульптор. Видимо, он снова хотел купить мою работу, может быть, в подарок жене? Позвонили по номеру, который он указал, но опоздали. Праздник прошел, и он уже купил что-то другое, потому что это был просто светский разговор. Мне было жаль, я так хотела ему вернуть долг – эти 10 долларов.