Симпатичный молодой человек выбрал мою работу для подарка любимой девушке. Денег у него с собой нет, но работу иметь ему очень хочется (возможно, день рождения у девушки). Я все это чувствую, поэтому предлагаю ему забрать работу и в следующий выходной расплатиться. Мои соседки по рынку прямо вытянули шеи, наблюдая за мной, и, похоже, меня не поняли. Как это я отдала работу незнакомому человеку? Видимо, так никто тут не делал.
В следующий выходной я увидела сияющую юную пару. Они стояли молча, улыбались и смотрели на меня. Я, признаться, не запомнила лица юноши. Но потом догадалась, что это тот самый мой покупатель, да еще и девушку с собой привел и деньги принес. Девушке понравились мои работы, а соседки поинтересовались, чем закончилась история.
Потом я много раз вот так отдавала свои работы незнакомым людям. Это были женщины, у которых не было ни бумажных денег, ни чековой книжки с собой, а другого способа расплатиться со мной не было. Я видела, как они нервничали, как лица покрывались красными пятнами, а волосы становились лохматыми. Я тут же предлагала взять мою работу немедленно, а чек мне потом прислать по почте. Многие из них были не из Энн-Арбора, а откуда-то издалека, иногда из другого штата. За моим предложением всегда следовал один и тот же вопрос: «А разве так можно?» Я отвечала, что можно и что я часто так делаю. Как-то одна женщина призналась, что сейчас у нее нет денег, она пришлет чек только через две недели. Я ответила: «Когда вам будет удобно».
И вот теперь у меня скопились письма этих женщин. Сначала я вытаскивала чек, а письма выбрасывала. А потом только поняла, что такие письма не выбрасывают, столько в них было тепла и благодарности. Не было ни одного случая, чтобы был прислан только чек. Видно было, что марки и конверты были специально выбраны красивые, иногда кроме чека были вложены открыточки, похожие на мои работы, и обязательно письмо с благодарностью за доверие. Я уже по своим соседкам по рынку поняла, что такое доверие для них – вещь необычная. Так никто не поступал. Вот некоторые из писем.
«Благодарю. Это действительно прекрасная работа, сделанная Вами».
«Благодарю, Ольга, мы будем хранить Вашу работу Blue Birds. Было приятно разговаривать с Вами, и я надеюсь рассказать своему мужу-лингвисту о вашей дочери. Наилучшие пожелания». Судя по письму, мы и побеседовать успели. Я плохо воспринимаю речь американцев на слух (не всех, некоторых понимаю прекрасно) и часто стараюсь больше говорить сама. Вот, видимо, рассказала про дочку.
А это от супругов из соседнего городка. «Очень благодарны Вам за то, что Вы разрешили нам забрать домой Вашу работу и послать Выам плату по почте. Вы делаете прекрасные работы. Благодарим».
«Дорогая Ольга, благодарю за то, что позволили взять картину домой. В конверте чек, как было обещано».
А вот такое длинное письмо от женщины, которая купила сразу две работы. «Дорогая миссис Подугольникова, примите, пожалуйста, мой чек за две вышивки-картины, которые я купила у Вас сегодня на празднике в Лодай. Едва ли могу адекватно выразить мое восхищение Вашей исключительной работой. Ваши замыслы и их осуществление одинаково захватывают дух. Мне нравится Ваше внимание к деталям и Ваша продуманная сдержанность – всегда только то, что надо, и ничего лишнего. Еще я восхищаюсь Вашим искусством находить очарование в мельчайших деталях и создавать атмосферу картины в целом. Спасибо Вам, спасибо. Еще спасибо Вам за то, что Вы доверили мне, чужому человеку, вашу драгоценную работу, и я надеюсь, что мой чек очень скоро до вас дойдет. Я собираю разнообразные вышивки – моей матери, друзей, других членов моей семьи, их друзей, друзей моего (покойного) мужа и даже свои собственные. Обе Ваши работы – великолепное дополнение к моим сокровищам. Встреча с Вами принесла мне большую радость, и я надеюсь Вас еще увидеть.»
А это трогательное письмо написано по-русски кириллицей. «Спасибо за доверие, оказанное мне платить за чудесную картину лебедей». А дальше поанглийски, что она через три недели пришлет деньги.
А вот однажды я невольно заставила женщину понервничать. Очень давно не было случаев, описанных выше, и я успела о них забыть. А у новой покупательницы заблокировали банковскую карточку, она никак не могла расплатиться. Уже все уехали с рынка, а мы с мужем ждали ее, потому что она все предпринимала какие-то попытки деньги раздобыть. Тут-то я и вспомнила, что ведь есть такой прекрасный выход.
И вот еще одно письмо: «Ольга, спасибо за замечательную картину. Я хвастаюсь ею перед всеми моими друзьями. Вы великолепны! Ваша картина будет радовать меня многие годы!»