6.01.45. Суб. Весь день провёл за чтением. Читал маме вслух «Недоросля». Смеялась до слёз и вспоминала своего пана, который «напивался, как свинья» Боря спрашивает:
– Как свинья? Та свинья ж нэ пье водку.
– Пьяные мужики валяются в грязи як свиньи. Вот и говорят «як свинья», – поясняет мама. – Свиньи тоже любят хмельное.
Она рассказала нам, как однажды у соседа свиньи наелись свекольных отходов, которые он выбросил, после того, как сделал самогонку. Все соседи сбежались смотреть на пьяных хрюшек и выяснились самогонные делишки хозяина, который чуть не попал под суд. Объяснил, что готовил для компресса на раненую ногу. Простили.
Так день и прошёл. Погода мерзкая. Никуда не ходил.
Вечером глухо зазвонила церковь.
– Чего это? – спрашиваю батю.
– Та сегодня ж ночь под рождество Христово! – поясняет он и начал рассказывать, как в эту ночь будет проводиться предрождественская всеночная служба.
Колокольный звон, хотя он и глухой, но постепенно входит в привычную жизнь. Часто его я слышу и в Краснодаре.
– Так и раньше глухо звонили? – спрашиваю у отца.
– Где как. Зависит от колокола. Сейчас хороших колоколов нет. Раньше на праздники был и звон, и перезвон. Вроде как музыки. А теперь только призывной звон, чтоб напомнить верующим, что надо прийти в церковь.
Батя долго рассказывает о колокольном звоне на его полтавщине, как о чём-то праздничном, радующем жизнь. А у меня он вызывает жутковатое чувство, восприятие чего-то тёмного, потустороннего. С церковным звоном ко мне приходят на память события времён инквизиции, надпись у немецких солдат на поясных бляхах «С нами бог», а так же всякие суеверия, рассказы о чертях, ведьмах, домовых, страшных кладбищенских приключениях. Церковь, её звон напоминают мне не о радости бытия, а о страхе людей перед ним, не о жизни, а о смерти, о боге, как дамокловом мече над людьми. Жизнь должна быть всегда радостной. Такой она может быть, если нет у тебя мыслей о конце жизни, постоянного страха перед смертью, наказанием каких-то сверхсил за непонятные грехи. Учение об аде неуместно. Я в это не хочу верить, чтобы не лишать себя радости жизни, светлых её целей. Всё доброе должно быть в этом мире, а не в потустороннем лживом.