Еще более интересной была вторая поездка. Предстояло осмотреть рабочие колеса на Цимлянской, Краснополянской и Мингичаурской ГЭС. В нашу комиссию, кроме меня, входили чиновник из Министерства энергетики, заведующий лабораторией кавитационных испытаний Металлического завода и позже присоединился представитель Уральского. Здесь был Авакум политехнического института, кровно заинтересованный в положительных результатах обследования наплавок из стали 30Х10Г10. Рано утром мы прибыли поездом на какой-то степной полустанок, где нас встречали, и на машине доставили в станицу “Цимлянская”. Нас разместили в отдельном коттедже, предназначенным для приема начальства, и расположенном в центре живописного поселка. Вокруг были такие же комфортабельные коттеджи, утопающие в зелени садов. С высокого берега открывался великолепный вид на Цимляндское водохранилище. Вдалеке был виден противоположный берег, где через несколько лет вырастет город Волгодонск. Тогда я еще не знал, что в этом городе мне предстоит провести немало времени в связи с освоением производства на заводе “Атоммаш”. Оставив вещи в коттедже, отправились завтракать в отдельном кабинете какого-то кафе и оттуда нас привезли к директору ГЭС.
Для того, чтобы осмотреть турбину, нужно было получить разрешение на остановку машины, осушить зону рабочего колеса, сделать соответствующие мостки для осмотра лопастей. Это требовало времени, которое можно было вполне посвятить отдыху. После звонка в энергоуправление директор ГЭС позвонил в рыбнадзор и предупредил, что он высылает катер, чтобы выловить несколько жерехов для ухи.
- Это нужно - сказал он - из-за недавнего конфликта. Рыбнадзор как-то организовал облаву и захватил несколько рабочих ГЭС, ловивших рыбу в запретной зоне. Через день облаву устроила охрана станции и захватила работников рыбнадзора, ловивших рыбу там же. Решили во избежание будущих конфликтов предупреждать заранее о планируемых выездах в запретные зоны.
Далее отправились осматривать ГЭС, и после этого была организована прогулка на катере по Дону. Высадились на живописном высоком берегу. Так как уха еще не успела приготовиться, нам было предложено купаться и загорать. Вскоре приступили к трапезе в компании гэсовского начальства. Для них наш приезд был очень хороший повод для организации очередного сабантуя. Заканчивали празднование уже в нашем коттедже, сопровождая застолье игрой в преферанс. Это мероприятие продолжалось каждую ночь нашего пребывания в Цимлянской.