*
То, что моя поездка в пионерский лагерь не состоялась, было для меня действительно благом, так как летом предстояла интересная работа, связанная с частыми командировками в Ленинград, побывать в котором мне хотелось давно. Работа, которая нам с Мельбардом предстояла, заключалась в том, чтобы осуществить на Ленинградском металлическом заводе новую технологию изготовления крупногабаритных валов гидротурбин в сварном исполнении. Пожалуй, именно эта работа начинала целое направление по созданию нового поколения мощных гидротурбин, изготовить которые можно было только в том случае, если основные элементы выполнять из отдельных частей, соединяемых сваркой. Одним из самых перспективных процессов для этих целей была электрощлаковая сварка, что и определило наше участие в работе.
Новая конструкция вала представляла собой обечайку, сваренную из двух полукорыт, к торцам которой приваривали кольцевым швом литые фланцы. Помимо отработки технологии и выбора сварочных материалов, предстояло создание специализированного участка для ЭШС и организацию его работы. Сварку мы выполняли вмести с Мельбардом, а в остальное время периодически сменяли друг друга на заводе.
Наше пребывание на заводе совпало с организацией отдела Главного сварщика. До этого действовала небольшая группа в отделе Главного металлурга. В связи с организацией отдела в коллективе сварщиков появилось много молодежи, и мы, конечно, сразу же и самым тесным образом влились в этот коллектив. По настоящему дружеские отношения установились и продолжались многие годы с Васей Авериным. Он окончил сварочный техникум, но, обладая очень хорошей деловой хваткой, быстро стал одной из наиболее творческих личностей в отделе. Он и сварщик Володя Петров стали нашими основными партнерами по работе. Помимо сварщиков, металлургов и инженеров заводской лаборатории, постоянными нашими партнерами были технологи из ОКБ гидротурбин. Именно это конструкторское бюро обеспечило создание гидротурбостроения в России. Мы еще застали время, когда его возглавлял академик Ковалев, вскоре перешедший на работу в ЦКТИ. Непосредственно нам приходилось работать с такими блестящими инженерами, как Щеголев, заменивший Ковалева на посту Генерального конструктора, Григорий Абрамович Брановский и другими яркие специалисты, с которыми вместе довелось решить ни одну проблему и вывести отечественное гидротурбостроение на самый высокий мировой уровень.