Но если проведенную реформу в целом я оцениваю положительно (слишком много после этого последовало реформ и более бездарных, и более грабительских), то многие другие события оказались куда более зловещими.
Я помню, что примерно в это время я случайно оказался в толпе людей, стоящей у ворот дома на углу Покровки и Чаплыгина. Говорили о том, что муж с женой (евреи) на еврейскую пасху убивали русских детей, делали из них котлеты и продавали на рынке. Толпа жаждала крови. И действительно, я сам был свидетелем того, как вывели двух, вполне нормальных людей и увезли в машине. Самосуда не последовало только потому, что охрана была достаточно суровой. Помню, какое негодование испытывали люди и я в том числе. После этого стали появляться и другие официальные и неофициальные сообщения о бесчинствах евреев. Мне до сих пор безумно стыдно. Как на эту грязную провокацию мог поддаться я? Ведь я уже достаточно много знал и обязан был сразу распознать мерзкую работу соответствующих органов, умеющих организовывать и не такие инсценировки. К чести своей должен сказать, что это заблуждение продолжалось недолго и позволило выработать иммунитет против новых компаний, обрушившихся на наши головы. Это сессия ВАСХНИЛ с разоблачением вейсманистов и морганистов, это компания против космополитизма и, наконец, нашумевшее дело врачей. Думаю, что именно эти компании формировали критический поход шестидесятников к любым проявлениям политической пропаганды, к любым компаниям по оболваниванию людей. В отношении к антисемитизму позиция шестидесятников великолепно отражена в стихотворении Евтушенко “Бабий яр”, которую я полностью разделяю:
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой,
я всем антисемитам, как еврей,
и потому - я настоящий русский!
Но я не считал проблему сионизма и антисемитизма не такой уж простой и ясной.. Именно в то время начало формироваться мое отношение вообще к проблеме геноцида. Я убежден, что кто бы ни был его исполнителем, авторов и вдохновителей следует искать среди собственных вождей и руководителей.