Семья,
или
о том, как при такой напряженной работе мне удалось сохранить свою семью
Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения – нужно научиться терпеть и прощать.
Мать Тереза
Мне в жизни очень повезло. Производственная практика в Ивантеевке в 1974 году не только определила мою будущую учебу и работу, но и подарила мне встречу с любимым человеком, в результате которой я обрела семью. Для меня, рано осиротевшей, было очень важно, как ко мне отнесутся родители Сергея, его бабушка, с которой он жил, пока отец и мама были в длительной зарубежной командировке. Но я даже не представляла, в какую интересную и богатую своей историей семью приведет меня судьба.
В момент нашего знакомства с Сергеем в семье доминировала бабушка – Прасковья Ивановна Горбунова. От природы она была очень умной и рассудительной. Именно от бабушки я впоследствии много узнала не только о ее жизни, но и об истории города Ивантеевки. Конечно, я и не предполагала, что Прасковья Ивановна будет как-то связана с Иваном Фёдоровичем Горбуновым, известным русским писателем и актером.
Судьба Прасковьи Горбуновой была нелегкой. Родилась она в 1892 году неподалеку от Ивантеевки, в деревне Байбаки, в очень бедной и многодетной крестьянской семье, потому и замуж ее выдали очень рано. Муж – Захар Латышев – в 1914 году, когда началась Первая мировая война, ушел воевать с немцами. Вскоре он вернулся с фронта – больной, слабый, израненный и немного странный. Как говорила бабушка, на войне он попал в газовую атаку. Немцы впервые тогда применили химическое оружие. И как сам Захар рассказывал, многие сослуживцы погибли сразу же, на его глазах, а ему чудом удалось спастись. Но пожить ему довелось недолго. Накануне великих революционных потрясений он умер, оставив молодую Прасковью с двумя сыновьями на руках. Жила она в семье мужа в селе Комягино. Для того чтобы прокормить детей, ей приходилось много и тяжело работать. Заработать деньги можно было только на текстильных фабриках в Ивантеевке. В ту пору было две фабрики: красильно-аппретурная Ватреме (впоследствии фабрика им. Ф.Э. Дзержинского) и Лыжина (впоследствии фабрика им. А.М. Рудой). Прасковью приняли на первую в красильный цех сушильщицей полотна. Тяжеленное мокрое шерстяное или хлопчатобумажное полотно после крашения нужно было петлями развесить внутри сушильной камеры и после сушки свернуть его в рулоны. Для молодой женщины это был очень тяжелый физический труд, но иной возможности заработать у Прасковьи не было.
Ее рассказ о красильном цехе фабрики мне был очень интересен, ведь спустя почти 60 лет судьба привела меня на работу в тот же цех. Именно от Прасковьи Ивановны я услышала историю строительства первой плотины в районе фабрики. Ее возводили одновременно со строительством красильного цеха. Место было сильно заболоченным, поэтому приняли решение возвести кирпичное здание с фундаментом, опирающимся на деревянные бревенчатые сваи из сосны, а чтобы дерево дольше прослужило и не гнило, нужно было поддерживать уровень воды в реке, а значит, и грунтовых вод на одной отметке. С этой целью и построили плотину.

Бабушка Сергея Прасковья Ивановна с двумя сыновьями от первого брака Виктором и Леонидом Латышевыми, 1916 г.

Прасковья Ивановна Горбунова (вторая справа) с сестрой Надеждой; слева от нее сын Виктор Латышев с женой Марией, 1974