То, что случается, случается вовремя
Китайская пословица
Работая секретарем партийного комитета фабрики имени Ф.Э.Дзержинского, я никогда не думала, что мне предстоит в будущем возглавлять город Ивантеевку.
Горячо поддерживая курс партии на перестройку и демократические преобразования, я уже в 1987 году приняла участие в первых альтернативных выборах депутатов Ивантеевского городского Совета. В своем избирательном округе я победила и на первой сессии Ивантеевского городского Совета народных депутатов (двадцатого созыва) с легкой руки первого секретаря Пушкинского ГК КПСС Александра Васильевича Еременко была избрана членом исполнительного комитета. Каждый вторник проходили заседания исполкома и я, принимая в них участие, сидела в кабинете председателя исполкома Лукина Юрия Вячеславовича рядом с такими уважаемыми в городе людьми, как Владимир Иванович Акимов – директор средней школы № 2, Аркадий Георгиевич Бочановский – директор ИПОГАТ, Валерий Иванович Зинин – второй секретарь Пушкинского ГК КПСС, Борис Николаевич Старостин – директор завода Спецтехоснастки, Вера Сергеевна Чижонкова – председатель профкома фабрики имени Лукина. В то время председатели исполкома не имели права подписать ни один нормативно-правовой акт без обсуждения на заседаниях исполкома, любое решение принималось коллегиально. Мне тогда только-только исполнился 31 год. И я, конечно же, наблюдая за работой таких «тяжеловесов» в городской жизни, училась уже у них.
Будучи членом исполкома, я на практике увидела изнутри, что из себя представляют Советы городского, то есть местного, уровня. Они не имели возможностей самостоятельно и эффективно управлять местными делами, полноправно обеспечивать интересы и нужды местного населения. Провозглашаемое в советское время полновластие Советов было лишь видимостью. Исполнительные органы – исполкомы – формировались из состава представительных органов, которым и подчинялись. Принцип разделения властей отрицался. Советы автоматически «одобряли» проекты решений, подготовленные исполкомами. Голосование на сессиях было почти всегда единогласным. Сами сессии собирались редко, постоянно действовали лишь исполкомы, зачастую подменявшие собой выборные органы. Я видела, что в то время реальная власть была в руках партийного аппарата, волю которого и выполняли Советы. Их самостоятельность допускалась лишь в строго определенных пределах и любые попытки выйти за установленные рамки жестко пресекались.