3 [октября]. Третьего мы продолжили наше путешествие. Ни в Каэте, ни в Сабаре я не мог найти камараду. Немного распогодилось, однако небо все еще затянуто тучами. Каменистая дорога поднимается в расположенные к северу горы, так что даже берет сомнение, правильным ли путем мы движемся. Сначала опять видны ”капим гордура”, или ”капим меладу”, рексии, меластомовые и искусственные степи, возникшие в результате многочисленных пожогов, однако приблизительно через 1/2 легуа непрерывного крутого подъема в горы опять показались кампосы с их [характерной] растительностью во всем ее переменчивом разнообразии. Весенние растения показались во всей силе, и местность как бы приобрела совсем иной вид. С высоты холмистого горного хребта, через который проходишь, миновав отрезок пути в 1 легуа, открывается широкая, до самого горизонта панорама гор. В горах многочисленные залежи глинистого сланца. Тут и там виднеются низкие перелески, ”капуэс” и капоэйра. Особенно обращают на себя внимание многочисленные группы плотно стоящих друг подле друга пальм (катаррус), растущих в более открытых долинах между низкими кустарниками.
Сколь богато представлена здесь флора, столь же бедной кажется фауна.
Уже на расстоянии 2 легуа мы могли видеть аррайял, которого мы, однако, достигли, после нескольких поворотов то в гору, то под гору, лишь спустя 4 часа после отъезда из Сабары.
3 октября. После того, как я в Сабаре не остановился у жуис-ди-фора Майя, который дожидался меня и подготовился к приему, после чего он, кажется, обиделся на меня, я решил, что надо больше пользоваться бразильским гостеприимством и завернул в С[ан]та-Лузии к г[осподи]ну Ж[уану] Перейра-Вьянне, [имеющему звание] командадор ду круз[ей]ру, одному из богатейших купцов провинции, о благородстве и гостеприимстве которого я уже был много наслышан. В самом деле, прием во всех отношениях был таким, что я не мог бы рассчитывать на лучший, даже имея при себе наилучшие рекомендательные письма. Господин Вьянна живет один, без семьи, в самом лучшем в Бразилии доме со всевозможной, самой комфортабельной обстановкой, меблированном богато, но вместе с тем со вкусом.
3 октября. Удивительна судьба путешественника. Сегодня утром мы покинули грязный, неудобный и выше всякой меры дорогой постоялый двор, сутки пребывания на котором обходились мне в 5—6 тысяч, т.е. в 1,5 луидора, а во второй половине дня мы находились в доме, меблированном с большим вкусом, богато украшенном лакированной кожей, французским фарфором, вазами с цветами и гравюрами, в котором любое желание исполнялось быстрее, чем приказ.
3 окт[ября]. Если бы повсюду встречать такой прием, то многие бы захотели подвергнуть себя всевозможным трудностям путешествия по Бразилии.