авторів

1472
 

події

201769
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Viktor_Lamm » Прерванная карьера. Попытка биографии Николая Ламм - 5

Прерванная карьера. Попытка биографии Николая Ламм - 5

01.01.1928 – 31.12.1936
Москва, Московская, Россия

 Период с 1927 по 1938 год - основная часть трудовой деятельности Николая Ламма. Всего-то десять лет, совсем немного по нынешним понятиям - но сколько в них уместилось! Собственно, в этот период и были заложены основы дальнейшей карьеры, которой, увы, не суждено было осуществиться.
       Итак, у нас конец 1927-го. Позади институт и армия, впереди - работа. В Москве ему, если судить по студенческим дневникам, работать не хочется; а надо.
       С 1927-го по 1930-й он работает все в том же Москоммунхозе. С 1930-го по 1932-й работал в Наркомате РКИ (очевидно, в рабоче-крестьянской инспекции). Бывал в командировках - есть письма из Рыбинска, Воронежа, Сталинграда. Сталинград ему не понравился, а вот Воронеж - совсем наоборот.
       Примерно в 1929 году - точной даты я установить не смог, да и нет необходимости - Николай Николаевич женился на сестре своего товарища Надежде Максимовне Дмитрук. В 1930 году у них родилась дочь Татьяна. Брак этот оказался неудачным, они расстались окончательно где-то в 1936 году, а трения начались задолго до того.
       Татьяна носила фамилию матери - Дмитрук, под этим именем я познакомился с ней в 1948 году. При каких обстоятельствах ей сменили фамилию - не знаю, но можно догадаться. Татьяна окончила Московский автодорожный институт, некоторое время работала в Ленинграде, потом долго жила и работала во Владивостоке. Имела ученую степень кандидата технических наук, была доцентом Дальневосточного политехнического института. В 1977-м сумела перебраться в Москву, преподавала в Московском архитектурном институте, все у нее складывалось благополучно, но в августе 1983-го погибла в автокатастрофе. Фамилия ее в замужестве была Кравец. Похоронена на Митинском кладбище.
       Сын Татьяны, внук Николая Николаевича - Сергей Кравец, родился в 1954 году, по профессии инженер-строитель, живет в Севастополе.
       В анкете 1936 года на вопрос о научных трудах и изобретениях отец писал - "не имею"; на самом деле, это не совсем так. В каталоге Ленинки я разыскал написанную им брошюру: Н.Н. Ламм, План лесозавода до рабочего, М.-Л., 1932. Благополучно пролежала там все эти нелегкие годы; и по сей день лежит. Брал я эту книгу, читал; для нынешнего времени неактуально. Это типа пособия по начальной экономике для рабочих - разбивка техпромфинплана завода по цехам, участкам, бригадам и рабочим местам.
       В Москве Николай Николаевич проработал до января 1932 года, после чего "был мобилизован ЦК ВКП (б) на транспорт" и стал директором Тулунского лестранхоза (ныне Иркутской области), где работал до октября 1933-го. Получается, что с 1932-го отец был напрямую связан с железнодорожным транспортом, хотя по специальности был лесотехником. Конечно, железная дорога - сложнейший организм, где не только тяговики, движенцы и эксплуатационники, но и много чего другого.
       
       Есть несколько писем из Тулуна.
       В марте 1932-го пишет, что занят под завязку. Зовет всех - и мать, и жену, и дочь - к себе: и бухгалтеры там на вес золота, и Наде (она была врачом) будет работа в больнице, и нянька для Тани найдется.
       В августе 1933-го пишет о лесосплаве. И что сватают его на работу с повышением - Иркутск, Красноярск, Владивосток. А еще в том же письме - что идет классовая борьба и что враги пытаются вредить, но ты не один, за твоей спиной Ленинская Партия (так в тексте - В.Л.). Наверное, это писано искренне; в конце концов, отец был человеком своего времени - так же, как его ровесник "боец, писатель, гражданин и большевик Гайдар". То, мы расстаемся со своим прошлым - еще не повод его полностью отрицать и очернять.
       В октябре 1933-го Николай Николаевич был назначен начальником лесного отдела приграничной Амурской железной дороги (город Свободный, ныне Амурской области), где работал до 1937 года.
       Видимо, к этому времени относится его знакомство с моим будущим отчимом Ефимом Ефимовичем Судьей (1886-1956), который в ту пору работал в Наркомате путей сообщения в организации под названием "ЦОЛЕС"; как я понимаю, она занималась снабжением железных дорог лесоматериалами. О нем, о Судье, разговор особый; я знал, что он был знаком с отцом, но вот только сейчас я состыковал их биографии.
       Да, Судья тоже ушел рановато, многое мог бы он мне рассказать, но - время еще не наступило; он умер в феврале 1956-го, за две недели до открытия двадцатого съезда партии, который о многом сказал (и о многом умолчал).
       Свободный, Амурской области... О существовании этого города знаю с детства, слышал много раз. Сам я там ни разу не был, только проезжал мимо в 1985 году, причем поезд проследовал эту станцию ночью. А отец мой был связан с этим городом в течение четырех лет - по тем временам порядочно.
       А что, собственно, Свободный для меня? Постольку-поскольку, ведь он за пределами моей биографии; и не о нем песня на слова Роберта Рождественского "Город детства" и вальс "Воспоминание" на слова Давида Самойлова. Но, тем не менее, раз там когда-то жили мои близкие, город этот для меня не совсем посторонний.
       
       Когда мой сын служил на Дальнем востоке, он знал, что его дед когда-то работал в Амурской области; однажды случилось ему лететь в качестве штурмана на АН-2 в один из гарнизонов недалеко от Свободного. Попросил летчика заложить круг побольше и удивился - где же там лес? Видно, здорово поработал там его дедушка за полвека до того... Шутки шутками, а из писем того времени следует, что дома Николай Николаевич редкий гость, а так все больше на линии или в Хабаровске. Как я понимаю, в Свободном у них была только контора, а основная работа - в других местах.
       
       В 1936 году Лесной отдел Амурской железной дороги был реорганизован в трест Дальтранлес с дислокацией в том же Свободном и Николай Николаевич был назначен начальником этого треста с подчинением, как я понимаю, непосредственно Москве. Очень большая должность для 32-летнего инженера; впрочем, время было такое - ведь был же в его возрасте Косыгин наркомом текстильной промышленности.
       К 1936 году относятся полученные отцом награды: знак "Почетному железнодорожнику" и орден Трудового Красного Знамени. До войны орденоносцев было очень мало, и котировалась такая награда весьма высоко.
       В 1936 году Николай Николаевич окончательно разошелся с первой женой; дочь осталась у нее. И именно к этому времени относится его знакомство с моей матерью, первый муж которой Клавдий Иванович Чернышев (1902 - 1947) был главным бухгалтером Дальтранлеса.
       Обстоятельства и перипетии этого знакомства мне не известны, а конечный итог - мать моя разошлась с Клавдием Ивановичем, причем их сын, мой сводный брат Аркадий (1929 - 2002) остался у него, и в 1937 году вышла замуж за Николая Николаевича. Где тут причина и где повод - судить не берусь, да и кто что разберет через столько лет? Справедливости ради следует отметить, что отец ничего не имел против сына его новой жены от первого брака и готов был взять Кадика (такое у него было домашнее имя) к себе, о чем свидетельствует сохранившееся письмо от 6 августа 1937 года.
       Где-то в ту пору Николая Николаевича переводят на работу начальником треста Севтранлес, и он уезжает с моей матерью. Живу некоторое время в Вологде, потом в Архангельске. В том же 1937 году он пишет в Москву матери, что его новая жена приедет кое-что купить. Очевидно, дело идет к моему появлению на свет, до которого остается менее полугода...

Дата публікації 13.07.2014 в 11:05

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: