А летом – это, конечно же Каменка, где мы купались до посинения, лазанье по деревьям, игры « в войну», в прятки, в штандар, « из круга вышибала» и.т.п. Поскольку дружила я только с мальчишками, то такие развлечения, как скакалка или «классики», не говоря уже о куклах, прошли мимо меня. Моя стихия была – луки со стрелами, самодельные «поджиги», увеличительные стёкла, чтобы выжигать всякие узоры на плоских поверхностях ( кстати, наилучшей поверхностью для выжигания оказалась покатая толевая крыша овощехранилища сушзавода, которое мой папа построил) и.т.п.
И, конечно, НОЖИК ! Именно так – НОЖИК, с большой буквы. Это была почти недостижимая мечта! А он был так нужен, чтобы делать хороший лук. Вырезать узоры на палочках. Колупать серку. Серка – это лиственичная смола, не сырая, а уже хорошо затвердевшая. Серку жевали, практически, все. Предприимчивые бабушки её потом вываривали, чтобы очистить от примесей коры, а потом продавали на базаре нарезаными пластинками по 10 и по 20 коп. Это было для нас недоступно, поэтому мы колупали серку на лиственичных брёвнах, которые в большом количестве завозились жителями на дрова. За неимением ножика, я колупала осколками стекла. Большое везение было, когда попадались желваки, иногда сантиметра по 3. Но больше были просто потёки в коре. Серку я жевала всё детство, что, как я думаю, помогло мне, единственной во всей семье, сохранить здоровые зубы до сих пор.
Так вот, ножик. Стоил самый дешёвый складешок 2 руб. Я копила. Все пятачки, которые мне давали на пирожок в школе, все, достававшиеся мне копейки сдачи, когда мама посылала меня в магазин, найденые на улице и.т.п. Помню, я специально бегала в аптеку, где был прилавок, приподнятый над полом на ножках, и туда иногда люди роняли монетки. Я пролезала под прилавок и собирала эти монетки. И я накопила! Купила в хозмаге вожделенный ножик. Как я была горда! Месяца 2 наслаждалась, пока этот ножик не попался на глаза родителям, которые весьма безуспешно пытались сделать из меня девочку, отобрали и выкинули. Одна из обид...