В конце августа мы с дворовыми ребятами возвращались домой со стороны Морского завода. Пройдя Пеньковый мост зашли в магазинчик, возле ограды Летнего сада. В магазине уже почти ничего не было, чем можно было поживиться, стояли только банки с крабами. В те годы люди не особенно разбирались в таких деликатесах мы, воспитанные на книгах Жюль Верна, представляли крабов, подобием осьминога со щупальцами и не могли и думать, что это ценный продукт. Когда дома нас отругали, что мы сразу не сказали и на следующий день мы прибежали в этот магазинчик, полки были уже пусты, крабы исчезли.
В сентябре сложилась очень тяжелая обстановка под Ленинградом. Фашисты 8 сентября вышли к Ладоге и захватили Шлиссельбург (Петрокрепость). В середине месяца немцы прорвались и к побережью Финского залива, заняли Петергоф, Стрельну. Корабли и форты города вели артиллерийский огонь по противнику на все возможности по дальности.
Когда начали вести огонь линкоры "Марат" и "Октябрьская революция" вылетели стекла из окон ближайших домов, наклейки на стеклах не выдерживали ударной волны. Днем при выстрелах жители закрывали ладонями уши и открывали рты, когда корабли вели огонь ночью, ещё и высвечивался весь город, а в сентябре уже довольно темные ночи. Жители выискивали любую фанеру, железные листы или просто доски для того, чтобы закрыть оконные проемы. Отец заделал окна фанерой, а между рамами засыпали песок, оставив только форточку.
Во время первого налета немецкой авиации на Кронштадт, фашисты бомбили город с большой высоты. Первые бомбы угодили в Морской завод, магистраль центрального водопровода на Ленинградской улице и в Морской госпиталь (корпус в котором были размещены раненные прибывшие с Прибалтики). Бомбы были очень мощные, воронка на Ленинградской улице сразу заполнилась водой, и некоторые смельчаки из ребят, пробовали искупаться в ней, или хотя бы замочить в них ноги. В те годы в Кронштадте еще не было водопровода с материка, и город пользовался морской водой, опресненной водами Невы. В пору западных ветров мы пили подсоленную воду.