* * *
3. ДВУХДНЕВНЫЙ "КЕФИР ПОВЫШЕННОЙ ЖИРНОСТИ".
ХреновскОй тубсанаторий уже много десятилетий известен, как знаменитая кумысолечебница и теперь уже практически никто не помнит и не знает, что еще с дореволюционных времен, с самого начала его основания, то есть с 1897-го и по 1931-ый год, в этом санатории в качестве лечебного фактора применялся не кумыс, а великолепный "молодой" (двухдневный) "кефир повышенной жирности". Считалось и, естественно, не без оснований (я это много раз слышал тогда от своих родителей, когда воротил нос от этой кислятины), что он очень хорошо способствует повышению сопротивляемости организма и, тем самым, увеличивает шансы выздоровления. Еще бы ему не способствовать! 1931 год! В стране царит форменный голодомор вплоть до каннибализма, а тут кефир, да еще и повышенной жирности. Наверно не требовалось никакой "науки", чтобы представить себе, как могли действовать на здоровье тяжело больных открытой формой туберкулеза легких, три стакана превосходного кефира в день, по стакану утром, днем и вечером! Этому "лечебному фактору" придавалось тогда такое большое значение, что для этой цели санаторий содержал довольно большое стадо молочных коров и специальный цех, где готовилось это "чудодейственное лекарство".
И опять яркая примета времени - найдите теперь где-нибудь хоть один такой санаторий, где бы было свое специальное поголовье крупного рогатого скота, который надо кормить, поить, доить, "ремонтировать", воспроизводить и т.д. и т.п., и где был бы специальный цех со специальным персоналом и специальным "заграничным" (так тогда принято было говорить) оборудованием для изготовления этого "чудо - напитка". С позиций сегодняшнего дня совершенно непонятно, зачем все это нужно, если можно запросто приобрести не только кефир, но и любые другие молочные продукты в любом количестве, на любом молочном комбинате или в любом гастрономе? Все правильно! А дело в том, что ни до революции, ни в течение, по крайней мере, первых двадцати лет после нее, в стране не было ни колхозов, ни совхозов, ни молочных комбинатов, ни товарных ферм, ни другой подобной "роскоши", и все это приходилось делать самим. Следует еще учесть, что если слово "кефир" теперь знает любой малыш ясельного возраста, то в то время оно вряд ли было известно подавляющему большинству взрослых жителей российских городов, а уж деревенским мужикам и подавно. Вот "простокваша" - это понятно. Но "кефир"(?). Если не учитывать всех этих различий в том, что было тогда и что мы имеем сейчас, то, как я уже несколько раз отмечал, останется совершенно непонятным, зачем и почему я здесь об этом пишу. А было все это не так-то уж и давно, всего лишь каких-то три четверти века тому назад, и я тому живой свидетель.
На каждый стол в столовой для больных, оборудованной на одной из веранд "Курзала", к завтраку, обеду и ужину ставились очень красивые, еще "дореволюционные", покрытые снаружи темно-синей, а изнутри белоснежной эмалью большие кувшины с этим "кефиром повышенной жирности". Не трудно себе представить, с каким удовольствием и благодарностью изможденные тяжелым недугом и не менее тяжелой жизнью бывшие подпольщики и политкаторжане (санаторий был тогда "обкомовским") в шутку "чокались" стаканами с этим замечательным и таким вкусным " лекарством".