Встретил молодой муж сердечно, но тут же помрачнел = я не выписала «Ленинградскую правду», а ему в Ленинграде все было дорого, начиная от «Зенита». Я повинилась. Свой чемоданчик внесла в мужское общежитие – комната на шесть коек и маленькая кухня на весь коридор, свет в конце туннеля мелькает – достраивается дом для прибывших молодых специалистов, а пока надо смириться. Только как-то приспособились, как моя рационально мыслящая мама решила, что если привезет ребенка, то квартиру дадут быстрее. И привезла десятимесячного Андрюшу. Не буду дальше живописать сложности быта – это все-таки длилось три месяца.
Не просто складывалось и мое внедрение в Калужскую медицину, хотя спустя долгие семьдесят лет готова смириться. Зав. Облздравотделом, незабываемый Иван Павлович Иванов убедил, видимо исходя, что пред ним член партии с золотым дипломом, остаться в аппарате инспектором по родовспоможению и детству с правом работы на полставки в педиатрии – на мой выбор. И я согласилась. Зачем?! Девятичасовой рабочий день, ни кола, ни двора, ребенок, да и общежитие на окраине Калуги, почти не имеющей городского транспорта. Справилась и с этим ворохом проблем: во что-то вникала в Облздраве, в детской поликлинике вела хирургический прием, наконец-то появилось свое жилье – большая комната в трехкомнатной квартире, в двух меньших комнатах поселили молодых специалистов. Около двух лет прожили мы в этой квартире, отношения были дружескими, даже сердечными. После довольно скорого отъезда мамы, решился вопрос с уходом за Андрюшей. Буквально на улице познакомилась с девицей, которая ищет работу. Страшно рискуя привели домой и оставили с ребенком. Я думала, что за этот день поседела. Оказывается, я вообще не седею, даже в мои 93 года, такие вот на севере рождаются блондинки. А придя после работы застала няню и сына весело играющих на расстеленном на полу одеяле. Кругом порядок (да и комната почти пустая, только въехали). Правда у няни было жуткое произношение, но было не до претензий. Первый опыт найма рабочей силы оказался счастливым. А сколько потом прошло через нашу жизнь нянь, какие только личности не воспитывали наших сыновей! Были счастливы, когда настала детсадовская пора, учреждения разнятся, но всем им я бесконечно благодарна.
В Облздравотделе и детской поликлинике только начали налаживаться отношения, как меня вновь втянули в дела общественные, непонятно, кто и как мог меня заметить и тут же назначить заведующей агитпунктом. И это в совершенно незнакомом городе, отказаться не смогла, начала благоустраивать выделенное помещение и чуть не вляпалась в персональное дело. В соседнем доме культуры железнодорожников увидела два бюста: Ленина и Сталина и попросила на предвыборную компанию привезти их в агитпункт. Привезли без меня и оставили на столе, причем повернув вождей лицом к лицу, получилось нечто похожее на шарж. Я ужаснулась, а до меня успел ужаснуться инструктор райкома. Что было…. Хорошенькое начало на калужской ниве!