Собственно же слово хевсуры означает жителя ущелья: по-грузински хеви значит ущелье, а частицы ури или ели прибавляются при изменении существительного в прилагательное, как, например: житель села Гудани -- гуданели или гуданури, то есть гуданский; следовательно, хевури -- ущельный, что весьма понятно, ибо все деревни в Хевсурии расположены в ущельях.
Хевсурцев считается около 900 семейств в 35 деревнях. Они очень гордятся своей народностью, произносят слово "хевсури" с полной уверенностью озадачить вас таким громким именем. Все остальные народы у них в презрении, особенно соседнее племя пшавцы, которых они за добродушие и уступчивость называют жирными дойными коровами. Другим народам тоже дают разные названия. Грузин, живущих в жарком климате и часто страдающих лихорадкой, зовут квитела (желтяк); русских за зеленоватые мундиры -- бакаки (лягушка); одни тушины, известные на Кавказе храбрецы, пользуются некоторым уважением. Хевсуры пребывают в полнейшем невежестве и ни малейшей наклонности к просвещению не выказывают, даже обнаруживают скорее презрение к грамоте или вообще ко всему, что не относится к оружию, войне, охоте, задорным столкновениям с соседями и прочему.
Мужчины большей частью высокого роста, смуглы, усы у них рыжеватые, глаза карие, бороду и голову бреют. Женщины лишены всякой грациозности, красивых очень мало, особенно безобразны старухи. Встречаются иногда девушки довольно миловидные, с выразительными, черными глазами, но отвратительная неопрятность, запачканные лица, немытые иногда по месяцу и более, заставляют отворачиваться от них. Я не раз видел, как женщины вычищали руками навоз из хлевов и после мыли руки и даже головы в коровьей моче, подставляя их во время самого процесса... Они уверяли, что это предохраняет от струпьев и коросты. Почти все женщины курят, как мужчины, из коротеньких трубочек, которые носят за головной повязкой, а в тридцать лет начинают и нюхать табак.
Первая и единственная забота хевсура -- оружие, об остальном он не думает. Кусок черствого ячменного хлеба, кусок бараньего жиру, копченой оленины или тура -- вот его пища. Последние свои средства он употребляет на украшение золотой насечкой ружья или серебром палаша. Пистолет употребляют редкие, зато, собираясь в дело, хевсур весь закован в железо: на голове чачкани (шишак с сеткой, покрывающей шею), панцирь -- рубаха, плетенная из железной проволоки; налокотники, рукавицы и наколенники из такой же проволоки; железный щит в руке, и у молодежи изредка лук. Кроме того, хевсуры носят на большом пальце правой руки по несколько больших железных колец с зубцами или просто заостренных, употребляя их для взвода тугих ружейных курков и вытаскивания шомполов, но больше для драки между собой, нанося этими кольцами раны в голову, ничуть не уступающие кинжальным. По горам они ходят необыкновенно легко. На лошадях редко употребляют седла, только уздечки, которые украшают разными бляхами, солдатскими пуговицами, ракушками и т. п. безделками. И нужно видеть скачки их на неоседланных конях со страшной крутизны по узеньким тропинкам! Когда я первый раз видел скачку на поминках и смотрел, как хевсур с повязанной платочком головой, отбросившись назад, несется на небольшой лошадке по крутому спуску и как лошадка в иных местах по несколько саженей скользит на задних ногах, покрывает кровью мелкий щебень, протирающий ей щиколки до костей, я был убежден, что разве трупы всадников достигнут низу. Но все остались целы, и один выиграл приз -- барана!..
Хевсуры сами делают порох, впрочем, довольно плохой. Они употребляют для этого уголь тонкого дерева, растущего между соснами, род селитры, добываемой посредством кипячения и процеживания из земли, на которой зимуют овцы, и серу, покупаемую в Тифлисе. Все это они толкут в деревянных ступках, пока масса не сделается плотной, после перетирают ее в решетах, плетеных из конских волос. Можете судить, каково достоинство этого пороха, а впрочем, это не мешает им быть отличными стрелками.