авторів

1585
 

події

221821
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Nikolay_R-Korsakov » Летопись моей музыкальной жизни - 124

Летопись моей музыкальной жизни - 124

10.06.1882
Стелёво, Ленинградская, Россия

Лето 1882 года[1] мы проводили опять в милом Стелёве. Погода большею частью была прекрасная и лето грозовое. На этот раз все время уходило на работу над «Хованщиной»[2]. Много приходилось перебывать, сокращать и присочинять. В действиях оказалось много лишнего, безобразного по музыке и затягивающего сцену. В V действии, напротив, многого не хватало совсем, а многое было лишь в самых черновых записях. Хор раскольников с ударами колокола перед самосожжением, написанный автором в варварских пустых квартах и квинтах, я совершенно переделал, так как первоначальный вид был невозможен. Для последнего хора существовала только мелодия (записанная от каких-то раскольников Л.И.Карманной и сообщеная ею Мусоргскому). Воспользовавшись данной мелодией, я сочинил весь хор целиком, причем сопровождающая фигура оркестра (разгорающийся костер) сочинена мною. Для одного из монологов Досифея в V действии я заимствовал музыку целиком из действия. Вариации песни Марфы в III действии значительно изменены и обработаны иной, равно и хор «Пререкохом и препрехом!». Я говорил уже, что Мусоргский, часто несдержанный и распущенный в своих модуляциях, иногда, наоборот, продолжительное время не мог вылезти из одной тональности, что приводило сочинение к величайшей вялости и однотонности. В данном случае во второй половине третьего действия, с момента входа подьячего, он оставался безвыходно до конца действия в строе es-moll. Это было невыносимо и ничем не обосновано, так как весь этот кусок несомненно подразделяется на два отдела —сцену подьячего и обращение стрельцов к старику Хованскому. Первую часть я оставил в es-moll, как в оригинале, а вторую переложил в d-moll. Вышло и целесообразнее и разнообразнее. Части оперы, инструментованные автором, я переоркестровал и, надеюсь, к лучшему. Все прочее инструментовалось также мною; я же делал и переложение. К концу лета вся работа над «Хованщиной» не могла быть кончена, и дописывал я ее в Петербурге.

Перед переездом в Питер я сочинил музыку на пушкинского «Анчара» для баса. Сочинением остался не вполне доволен, и пролежало оно у меня в полной неизвестности впредь до 1897 года[3].



[1] 15. Здесь на полях рукописи стоит дата: «Ле-то 1882 г.»

 

[2] 16. Кроме «Хованщины», летом 1882 г. Н.А.Римский-Корсаков работал и над другими сочинениями М.П.Мусоргского. Об этом он писал С.Н.Кругликову 1/V1882 г.: «Я готовлю к изданию также 6 романсов Мусоргского на слова Толстого, вообще Мусоргский и Мусоргский; мне кажется, что меня даже зовут Модестом Петровичем, а не Николаем Андреевичем, и что я сочинил „Хованщину“ и, пожалуй, даже „Бориса“. А относительно „Хованщины“ тут есть и доля правды» (Архив Н.А.Римского-Корсакова в РНБ).

 

[3] 17. В Архиве Н.А.Римского-Корсакова в РНБ сохранилось начало «Анчара» в партитуре, судя по почерку и бумаге, относящееся к 1882 г. Этот документ интересен как свидетельство давнего намерения композитора написать «Анчар» в сопровождении оркестра; это намерение было выполнено РимскимКорсаковым только летом 1906 г. в Риве. Первоначальный эскиз датирован «3/1Х 1882 г., Стелёво, окончательная редакция —23/V1897 г.»

 

Дата публікації 15.12.2023 в 21:21

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: