авторів

1472
 

події

201835
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Yury_Bakharev » Река времени - 5

Река времени - 5

01.10.1948
Батайск, Ростовская, Россия

Река времени 2. Младшие классы

 

Батайск. 1948-1953

 

 

В школу я пошел, когда мне еще не было семи лет. Мама сначала не хотела меня туда отдавать. И к началу учебного года меня в списках первоклассников не было. Но сам я хотел учиться, и первые дни сентября ходил в школу и исправно сидел в классе моей сестры Люды, поднимал руку, когда учительница призывала шестиклассников пересказать сказанное ей на уроке.

 

 Пересказывал настолько удачно, что учительница повела меня к директору школы и попросила записать меня в первый класс.

Откровенно говоря, сам я этого не помню, но Люда рассказывала эту историю так часто, что я не подвергаю её сомнению.

 

А то, что сестра часто брала меня с собой в свою компанию, в памяти осталось. И я хорошо помню лица и имена ее друзей: Васи Евтушенко, Эдика Веденеева, Гали Виноградовой, Инны Зубцовой. По-видимому, все же отдали меня в школу рановато.

 

 В подтверждение приведу фрагмент, который помню до сих пор. Родители справили мне новые калоши, а портфель был старый, с которым ходила в младшие классы сестра Люда. В дождь, чтобы не испачкать новые калоши, переправляясь через глубокую лужу, я положил в лужу портфель. Осознал содеянное, только когда увидел, что книги и тетради вымокли.

 

Из воспоминаний о младших классах сохранилось немногое. Хорошо помню одноклассников: Володю Болотовского, Лену Адамантову, Диму Волынского, Гену Димиткина ,Таню Сухарябову, Васю Шишкина, Юру Бочкарева. С ними я учился до окончания пятого класса.

 

 Кроме Васи и Юры все мои одноклассники были детьмии офицеров из нашего военного городка. Моим ближайшим другом был Володя Болотовский. До четвертого класса вместе с нами, малолетками, учился большой мальчик, старше нас лет на пять, «сын полка», который ходил в военной форме. Его имя в памяти не осталось.

 

 Первую учительницу нашу звали Мария Николаевна. В домашнем архиве сохранились табели с годовыми оценками учебы в начальной школе, большей частью хорошими. Проблемой для меня было чистописание, а впоследствии и умение грамотно писать. До сих пор, даже твердо зная, как правильно пишется слово, я при быстром письме делаю одни и те же ошибки: "сдравствуйте" - с буквой «с», "досвидания" - слитно, и так далее.

 

С краю военного городка находился большой фруктовый сад, в начале которого было военное кладбище. Это были годы, когда наша авиация осваивала первые реактивные самолеты, катастрофы с гибелью пилотов были не редкостью, и детская память особенно четко сохранила торжественные ритуалы последних проводов разбившихся летчиков.

 

Запомнилась фамилия одного из них. Лейтенант Поляков. Он с молодой, удивительно красивой женой жил напротив нас в четырехэтажном «красном» доме. К тому времени нам уже дали комнату в благоустроенной квартире на четвертом этаже «серого» дома. Наши балконы были почти напротив друг друга.

 

 Незадолго до своей гибели он на реактивном самолете попал в аварийную ситуацию и был вынужден катапультироваться. Через короткое время разбился с группой офицеров на грузовом самолете, в ставропольских предгорьях, когда они летели в Грозный принимать новую технику. В тот раз хоронили сразу восемь человек.

 

С другой стороны фруктового сада проходила аллея белых акаций с густым подлеском, в котором мы с Людой или с дружком Вовкой Болотовским собирали шампиньоны, мои первые грибы.

 

Дальше, за оградой нашего военного городка, начиналась степь, с курганами, поросшая невысокой травой и перекати-полем. Ночью были хорошо видны огни Ростова. Во время сильных весенних разливов Дона, бывало, вода подходила почти к самой ограде городка. А когда вода спадала, в мелких лужах мы порой находили полуживую рыбу.

 

С другой стороны военного городка был аэродром, притягивающий нас, пацанов, авиационными свалками. Особо ценным приобретением на свалке считались стальные, блестящие клапаны самолетных двигателей, сломав шток клапана, можно было добраться до заполняющего его внутренность металлического натрия.

 

 Его надо было оттуда выковыривать и бросать в воду, и наблюдать, как горит выделяющийся водород. То, что при этом образуется ядовитая щелочь, мы не знали и порой бросали ломаные клапана в пожарный бассейн, где сами купались.

 

 Другим нашим развлечением было исследование развалин кирпичных корпусов, которых было много на территории городка. Подзадоривая друг друга, мы ходили по балкам на высоте четвертого этажа, рискуя сломать себе шею. Помню, как однажды я сорвался метров с трех, падая на спину. Спасла меня проволочная растяжка телефонного столба, которая амортизировала удар.

 

 Среди цивилизованных развлечений на первом месте, конечно, был Дом офицеров с библиотекой и кинозалом. Самые яркие впечатления о кино - это, конечно, Тарзан.

Хорошо помню свои детские возмущения из-за критических высказываний по радио об этом фильме.

 

 Восторженные впечатления сохранялись долго, и только уже в конце шестидесятых годов, в Обнинске, довелось увидеть третью серию снова. Лучше бы и не смотрел, такое воспоминание испортил!

Дата публікації 28.09.2023 в 13:22

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: