Я рассказал о нескольких острых ситуациях, когда на карту была поставлена жизнь и лишь счастливое совпадение обстоятельств – счастливые случайности – приводили к благополучному финалу. На самом же деле таких ситуаций, различных по обстоятельствам и масштабу происходившего, было значительно больше. Приведу несколько примеров.
Шестилетнюю Лену моя мама водила в находящийся недалеко от дома бассейн. Как-то в дождливую погоду, под зонтиком, мама не заметила на перекрёстке большую машину с прицепом, совершавшую поворот, и они были сбиты. К счастью, водитель вовремя успел затормозить. Нога Лены оказалась прижатой к земле колесом прицепа. «Колесо было очень горячим», – рассказала нам Лена. До сих пор становится страшно, когда представляешь себе маленькую детскую ножку под огромным колесом прицепа. Миллиметры отделяли ребенка от тяжелейшей травмы. Через пару дней нам позвонили из ГАИ – узнать, нет ли у нас претензий к водителю. А мы по сей день готовы благославлять его имя и его молниеносную реакцию в той ситуации.
Счастливый случай – эмиграция нашей семьи в полном составе в Германию. Ведь Лена и Лёня уже полностью настроились на Израиль, куда я по многим соображениям категорически отказался ехать. И тут вдруг, совершенно неожиданно открылась калитка в Германию. Единство семьи было спасено. А ведь сколько и среди наших знакомых разорванных семей, где разные поколения не имеют даже надежд на воссоединение.
И, наконец, – о самом счастливом событии в моей жизни, женитьбе, которая была разультатом целой цепи случайностей. Началось все с того, что на зимние каникулы 1946 года Шеля захотела поехать в Москву. Этого очень не хотела мама, которая, чтобы нейтрализовать Шелю, пригласила к нам из Москвы Шелину подругу – Лялю. Надо сказать, что тогда Ленинград все еще был на положении послеблокадного города: въезд в город был возможен только по специальным пропускам, прописка резко ограничена из-за трудностей с продовольственным снабжением. Но Ляля приехала по фиктивной командировке, которую оформил её отец.
Мы сразу почувствовали симпатию и доверие друг к другу, а на десятый день после приезда Ляли состоялась наша помолвка. Вечером собрались мои друзья-однокурсники, и мама торжественно объявила о принятом нами решении. Помню, что на несколько секунд воцарилась глубокая тишина – таким ошеломляющим для всех было это сообщение. Вечером 14 февраля Ляля уезжала домой, а утром мы пошли в районный ЗАГС. Это учреждение размещалось тогда в одной комнате на ул. Комсомола. Над нужным нам столом висел большой плакат «Регистрация браков». Никаких свидетелей и родственников. Всё предельно просто. Но девушка, которая нас регистрировала, сказала нам магическую фразу: «Будьте счастливы, пожалуйста!» Эта фраза была произнесена с большим чувством, в ней прозвучало доверие к нам. И вот уже 60 лет мы стараемся оправдать это доверие.
Только через много лет, по-моему, уже здесь, в Германии, узнали мы, что 14 февраля отмечается во всём мире как День святого Валентина, день всех влюбленных. Но в советском реестре праздников значились только революционно-исторические даты. И только опять-таки счастливая случайность помогла нам угодить с регистрацией как раз на этот счастливый день.
Пора, пожалуй, закончить разговор о счастливых случайностях. Конечно, можно вспомнить и привести еще и другие примеры на эту тему. В течение многих лет моим постоянным тостом за праздничным столом был тост «За счастливые случайности!», ибо в них я всю жизнь верил, на них надеялся. Но вот недавно в одной книге я прочитал: «Счастливые случайности происходят тогда, когда боги хотят остаться инкогнито!» Ну что же, я готов принять эту версию, ибо она означает, что боги ко мне благоволят. Тьфу, тьфу...