Наблюдается всплеск насилия среди молодёжи. Учителя школ бастуют - низкие ставки, переполненные классы. Но рост зарплаты разумно было бы привязать к результатам деятельности учителя, а не руководствоваться лишь стажем его пребывания в школе. К сожалению, и дамы, в последние годы возглавляющие Министерство просвещения, так же не демонстрируют озарения в педагогике. Огромный аппарат министерства без затруднений осваивает выделенные средства, а государство на них не скупится. Неэффективность деятельности аппарата необъяснима, как и нужда в армаде чиновников. Кормятся. Количество учебных часов уменьшается, численный состав класса не позволяет вести работу с учениками. Богатые родители нанимают учителей для внеклассной учёбы и платят за это солидные деньги. Превосходство уровня знаний учеников израильских школ много лет обеспечивалось лишь за счёт образовательного потенциала детей, привезённых сюда европейским еврейством. Сегодня выходцы из России предпринимают неоднократные попытки создания физико-математических школ - это научное будущее страны - но чиновники от просвещения их неизменно отвергают. А результат— В дни забастовки учителей опубликованы результаты международной олимпиады по математике, проходившей в Ханое. Здесь израильские школьники заняли лишь 51 место из 93 возможных. Это наихудший результат за последние годы. Российские школьники заняли 1 место, а юные математики из Ирана —12 место!
В Израиле начальная школа подобна детскому саду или спецшколе для умственно отсталых детей. Давно известно, что в младших классах дети наиболее восприимчивы к учёбе - возраст! Информация легко воспринимается и запоминается, закладывается фундамент знаний. Но нет профессионалов учителей, их знания не выдерживают критики. Лишь начиная с 9 класса, учеников разбивают по уровням и начинают натаскивать. Шестнадцатилетние ребята не умеют считать, только с помощью калькулятора./ Общий уровень развития - низкий и только сегодня создаётся система, контролирующая подготовку и квалнфикацию педагога-израильтянина, ужесточаются требования при выдаче диплома на преподавательскую деятельность. Но, с учётом беспримерной стойкости, стервозности и необъективности оценки "педагогами" своих возможностей, низкого уровня культуры, в широких масштабах быстрого изменения педагогики в стране ждать не приходится. Основное препятствие - рабочие комитеты учителей, именно они против реформ, профсоюзы устраивает малограмотность. Британская газета "Экономист", анализируя ситуацию, отмечает, что Израиль на одном из последних мест по качеству образования при больших затратах на него. В странах мира проведены реформы систем образования с целью их совершенствования. Израиль только собирается ввести обучение математики и иностранных языков в младших классах, нет квалифицированных преподавателей и для процесса снижения численности учеников в классах. Работа эта не престижная: в школе царят грубость и террор не только между учащимися, но и по отношению к учителю. Здесь нет ни малейшего представления об этике поведения и ответственности за свои поступки.
Государственная бюрократическая структура испытывает давление общинных да и религиозных кланов и мало пригодна для разумного, научного подхода к реформе образования. Слышу, как министр Юля Тамир упрекает свою предшественницу Ронит Тиром в том, что она "оставила много дерьма в своей деятельности и сама она — кусок дерьма". Ни эти светила педагогики, ни первый враг всех реформ - Гистадрут не позволят направить бюджетные деньги на образование, а не на прокорм чиновников. Вот в Ашдоде разумные репатрианты из России, бывший мэр города Цви Цилькер, сумели это сделать. Здесь наивысший процент учеников, сдавших экзамены на аттестат зрелости (багрут), а качество этих аттестатов по точным наукам 4—5 единиц (вместо трёх - по стране).
Действуют академические классы с программой высших заведений, совмещённой со школьной. Планируют развивать навыки научного мышления у малышей, школа города под названием "Лекет" реально меняет подход учеников к наукам, культуре, языкам. Сеть физико-математических школ "Мофет" — достижение "русских" репатриантов из СНГ. Это продвинутая система образования существует в ведущих городах Израиля. Это и вечерние школы для детей от 3 - 16 лет, дневные математические классы с первого по двенадцатый. Есть ещё и курсы для подготовки к сдаче на аттестат зрелости. Но, помимо математики, учат английскому, французскому языкам, рисованию, истории и истории искусств, биологии, ивриту. Есть и занятия спортом. Помогал стать на ноги школам "Мофет" Авигдор Либерман, а его не признавали, мешали ему. Сейчас это процветающая и рентабельная система образования, но попытки мешать её деятельности не прекратились! Коренные израильтяне поверили в неё и сегодня "русских" учеников в школах "Мофет" около 35% — остальные, к досаде чиновников от образования, - коренные израильтяне!
Израиль мал, не может себе позволить невоспитанность молодёжи, снижение её интеллектуального уровня, это его надежда на достойное развитие еврейского государства, уход от малопривлекательного наследства галутных приоритетов, морали и этики.
Высшие учебные заведения страны так же не пренебрегают демократическими правами на забастовку. Когорта мэтров от преподавания выражают желание приблизиться к получению материальных благ на уровне зарубежных коллег, но, мало кто озабочен реформой системы образования, анализом её бед в стране. В еврейском обществе государства Израиль очевиден кризис идеологии, а также отсутствие людей, способных вывести страну из него.
История развития государств в различных регионах земли, среди разных народов знает имена еврейских финансистов, государственных деятелей, обеспечивающих за счёт своих знаний и способностей процветание этих наций.
В своей жизни я столкнулся с практикой деятельности школы ОРТ в Москве. Школы ОРТ существуют не одно столетие, они были созданы с целью, дать образование и ремесленные навыки молодым евреям в ряде стран мира, субсидировались неплохо. Я уже упоминал о том, что моя внучка получила образование в старших классах такой школы в Москве. Здесь учителя с университетским образованием, с призванием и квалификацией дали внучке знания по математике и физике, химии и биологии, иностранным языкам, мировой литературе, представление о культурных ценностях, этике поведения. Ей было совсем несложно продолжить образование в институте Шинкаря в Израиле, получить творческую профессию. Опыт есть, а Израиль отнюдь не бедная страна и не испытывает финансовых затруднений. Важны приоритеты использования средств, определённые не политиками и монополиями, а экспертами с высокой государственной мотивацией и эффективная система контроля затрат, обоснование их разумности.
Проблема образования в стране тесно связана с реалиями демографии, в так называемом, плавильном котле Израиля. Ожидаемый качественный продукт варки не состоялся, но есть дурной запах и негативные тенденции. В нежелаемых, если быть откровенным, секторах общества наблюдается высокая рождаемость. Резкий рост количества детей, нуждающихся в образовании. Соотношение количества учащихся и учителей, образованных и грамотных, должны совпадать, а этого нет. У нас недоученных в школах детей в три раза больше, чем в цивилизованных странах Запада! В интернете приводится статистика министерства абсорбции Израиля: 46% подростков, совершивших репатриацию в последние 5 лет, не получили 12-летнее образование, каждый четвёртый из них бросил школу. Причины - "эмиграционная травма" в переходном возрасте, чувство отчуждения, непричастности. В вузах более 50% студентов стремятся переместиться в Западную Европу или Америку.
Студенты считают, что государство не делает ничего для того, чтобы гарантировать финансовую безопасность своих молодых граждан. Я это почувствовал на своих внучке и внуке. Большая часть молодёжи предпочитает американский паспорт, правда, только 12% потенциальных репатриантов страны согласно опросу, собираются отказаться от гражданства Израиля, но 42% не могут свести концы с концами без помощи родственников. Данные 2007года.
На основе отчёта Совета университетов Израиля с 2001года вузы покинули в связи с переездом на работу за границу 3 тысячи сотрудников: 840 профессоров, а остальные имели докторскую степень. Только в Тель-Авивском университете число профессоров за последние 5 лет (к 2008 году) уменьшилось с 1400 до 900 человек. Отток научных кадров влечёт за собой как падение уровня науки, так и уровня преподавания в университетах. Мы ещё продолжаем пожинать плоды мощного скачка науки вперёд в середине 90-х годов, на основе алии учёных из СССР. Есть и не принятые к обсуждению проблемы вузов. Должность полного профессора в Израиле является пожизненной, и эти ставки освобождаются крайне медленно... Молодые перспективные учёные покидают страну. Ректораты израильских университетов страдают боязнью брать на себя ответственность и запрещают своим исследователям брать заказы на инженерно-научные разработки, хоть и сулящие большие прибыли университету, но способные и повлечь за собой судебный иск в случае неудачи проекта. Неверие в свои силы, излишняя, мягко говоря, осторожность. Ресурсы бюджетов есть и их нужно экономить более разумно - не на закупках нового оборудования, а за счёт учёных, которым давным давно пора на заслуженный отдых, а так же за счёт ликвидации непомерных трат на сотрудников бюрократического аппарата - болезни всей страны!