Конечно, в Ленинграде я бывал неоднократно, каждая поездка - праздник. Здесь сохранился более высокий интеллектуальный уровень жителей (хотя старые традиции основательно размыты пришлыми пшютами, как и в Москве), редкая для России массовая застройка шедеврами зодчества, живые традиции музыкальной культуры - духовные ценности, накопленные за три столетия элитой страны. Васильевский остров стал близким из-за поездок в институты, расположенные там: "Гипроцемент", гигант "Механобр", "Огнеупоры", "Галлургия" и ещё - благодаря прогулкам по набережной Невы, по самой реке (ночью), из-за Университета, наконец, из-за кабачка, имитирующего морскую таверну с отличной едой и обслуживанием. Стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны, здание таможни ("Пушкинский дом"), дворец Меншикова и здание Академии художеств на "Университетской набережной", Горный институт, загадочные сфинксы.
На Дворцовую площадь, в арку Генерального штаба я ходил к одарённому специалисту для консультаций по проблемам обжига во взвешенном состоянии в циклонно-вихревых топках. В квартире А.С. Пушкина, на набережной Мойки, осознал быт его семьи, плохо скрытую нищету, безалаберное отношение к деньгам самого поэта и скудность их источников - осталось тягостное чувство.
Но вот, в 2007году на очередном вечере чествования А.С. Пушкина в г. Ашкелоне, посол России в Израиле — Пётр Владимирович Стегний, имевший допуск к архивам МИД в Москве, рассказал о документах, свидетельствующих о приличном жаловании поэта по этому ведомству.
Зимний дворец, его Атланты, Иорданская лестница, парадные залы, но и ещё более сильное впечатление от комплекса дворца ночью с борта катера на р. Нева. Исаакиевский собор с его мозаикой на библейские мотивы, купольное здание в 102 метра высотой, и любимые прогулки по Невскому проспекту и от него, к площади Искусств - Русский музей, Михайловский дворец, Филармония - Дворянское собрание - центр исполнительского искусства России, Драматический театр им. В.Комиссаржевской, театр Драмы им. А.С. Пушкина, Большой драматический театр. По Невскому, через Аничков мост в излюбленный магазин: "Товары в дорогу" и, прихватив охотничьих колбасок (для закуски) - в гостиницу "Октябрьская". Были и отличные обеды, недорогие, с первоклассной сервировкой в дневное время в ресторане "Север", попроще - в кафе у Финляндского вокзала, но с начинающей в то время певицей Сенчиной.
А Театральная площадь с домом Юсуповых, Государственной консерваторией, театром Оперы и балета - с возрождённой и вновь знаменитой Мариинкой с Гергиевым. Ехал после спектакля в такси с молодой балериной, она рассказывала об уходе за рубеж ведущих солистов балета: Михаила Барышникова, Натальи Макаровой, позже (1975г.—)- Нуриева. Затем был мне презентован Лилей, любящей Ленинград приятельницей, отличный альбом японского издательства, посвящённый этим артистам - сцены из спектаклей с их участием в Мариинке. На площади и здание, построенное в 1896году в Новомавританском стиле - Хоральная синагога.
Дворцовая набережная Невы и вход в Летний сад, чёрно-золотая решётка ограды, его скульптура и высокий настрой, запретное гулянье в саду в Белую ночь (после поездки в Карелию), затем по Садовой улице к Инженерному замку с его разными фасадами. В один из приездов меня знакомила с городом, с неизвестными туристам дворами, проходами, видами, ушедшими событиями, эрудированная и милая ко мне Лиля, а спустя много лет, уже в 2005году, мы шли с близким мне человеком -Розалией Городецкой вдоль канала Грибоедова, от Казанского собора, где слушали службу с мощным хором. Посетили Михайловский дворец в корпусе Бенуа экспонировалась необыкновенно представительная выставка картин Марка Шагала. Впервые знакомился с его полотнами, привезенными из частных коллекций, хранилищ ряда музеев. Наконец, увидел большое панно, написанное для еврейского театра в Москве. Еврейские типажи. Луначарский так и не заплатил Шагалу за эту работу в 1922году, когда он жил в Малаховке.
Наконец, осуществилась и моя давняя мечта - увидеть храм "Спас на крови" без лесов реставраторов! Вход свободен. Сказка, где цветной и поделочный камень гармонирует с мозаичным убранством. Храм вновь освящён в 2004году. Тут нет росписи, только мозаика - золотая смальта и стекло. Лица живые, в глазах Христа - радость!
А в 1960 году я посетил Александро-Невскую Лавру - в период её запустения. Монастырь Св. Троицы и его кладбище - неухоженное. Звучал хорал певчих на отпевании. В запустении и Духовная семинария. Так было. Ну, а не парадный Ленинград был, да и остался совсем другим. Был приезд с переполненными гостиницами, жил несколько дней у родных моей сотрудницы. Кварталы невзрачных пятиэтажек, убогие квартиры и подъезды. Это основной жилой фонд города, где живёт основная рабочая часть населения. Антисемитские традиции здесь лишь усилились со временем, наряду с вырождением традиций культуры. Бытовую неприязнь открыто выражали и в транспорте и в гостинице.