авторів

1484
 

події

204190
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Jury_Malkin » Счастливое детство - 6

Счастливое детство - 6

10.06.1936
Сельцо, Брянская, Россия

В 1936 году состоялся большой выезд родни — четырёх её уже отпочковавшихся семей от двух братьев и двух сестёр в знаменитые Брянские леса, в посёлок Сельцо, на дачный отдых - хвойный воздух для детей! Сейчас Сельцо - город Брянской области, а рядом село Вщиж (на реке Десна). Жарким летом 2001 года р. Десна обмелела, и обнаружился в береговом обрыве - чёлн, вырубленный из цельного дуба (диаметр более 1 метра, а длина челна - 9 метров). — XII - XIII век. Да и сейчас в Брянске есть один живой патриарх в виде дуба в Свенском монастыре. Реликвии древнего города Дебрянска - центра борьбы с язычеством славян в XIII веке.

 

Ну, а в 1935 году родня поселилась в чистых комнатах деревянных домов, а сам посёлок стоял веками в бескрайнем и нетронутом ещё в то время сосновом бору. Рыжие стройные стволы деревьев без границы, воздух, настоянный на смоляных запахах нагретых солнцем сосен. Из цивилизованного мира - наши гамаки на опушке. По воскресным дням приезжал дядя Исаак, одетый в костюм-тройку, брюки в полоску, а из кармана жилета вынимались большие часы-луковица. Он был невысок ростом с быстрыми умными глазами, склонностью к философии, знал иврит! В то время это был ещё не разрушенный туберкулёзом молодой мужчина, а о своей тяжёлой инвалидности в будущем, как и своей жены Сони, он ещё не подозревал. У них была дочь Фаня, моя двоюродная сестра, рыжая девчонка со звонким задорным смехом. Порода бабушки Риси.

 

Уже в то время, в этой плохо обеспеченной здоровьем семье, проявлялись комплексы - беспокойство Сони: не отстала ли в количестве потреблённых гоголей-моголей от других её дочь, а позднее - фортепианные мучения ребёнка. Комплексы, заквашенные на нужде, оказались живучими - они осложнили серьёзным образом и жизнь будущего сына Фани, получившего хорошее музыкальное образование, отменные знания математики и английского языка, полученные в спец.школах, но лишённого самостоятельности до зрелого возраста, комплексующего и, по сути, лишённого молодости. Страшная сила быта не всегда преодолима образованностью, не скоро выветриваются и навыки многих поколений евреев, боровшихся с ним.

 

Более содержательно проводила время красивая, статная молодая женщина Паня - жена второго брата мамы - Наума. Она приехала из Москвы, где жила постоянно, с грудной дочерью Ляной. С её терраски неслись весёлые песни, а также еврейские жанровые. Жизнь радовала, она умела находить в ней смысл и сумела передать жизнелюбие своей дочери. Потом, через многие годы, хватило ей и горя - раковые опухоли не пощадили ни её, ни её вторую дочь. Рано умер и муж Наум, постигший лишь на склоне лет всю лицемерную правду партийной верхушки, это было крушение идеалов молодого профсоюзника.

 

А маленькая Ляна из далёкого посёлка Сельцо стала матерью двух взрослых сыновей и счастливой бабушкой целого клана внуков, жила в Израиле и трудилась медсестрой много лет...

 

Правда, она окончила мединститут, куда упорно пробивалась в Москве ряд лет (евреев брали очень плохо), сделала карьеру известного толкового врача в Твери, ну, а в Израиле - вторая карьера - от уборщицы до медсестры, но и её не минуло страшное заболевание. Весной 2009 года после мучительной борьбы с опухолью, мы хоронили её на иерусалимском кладбище. Осталась светлая память о её любви к жизни, умению находить в ней радость, быть полезной. Была с нами в Сельцо молодая сестра мамы - красавица Катя, по возрасту нам более близкая. Сестра Дора, я и Катя пели в лесу и не всегда приличные песни. Ну, а у меня в этой сельской глуши произошло первое сексуальное событие: хозяйская девочка, моя ровесница по возрасту 6—7 лет, с полным простодушием разделась и продемонстрировала все свои прелести. Это был шок.

 

Семья мамы многочисленная, а впоследствии со своим вторым и третьим поколениями, при полном сборе, требовала не один десяток мест за общим столом, но выживала в лихие годы за счёт своей спаянности, благодаря взаимовыручке и трудолюбию.

 

Ещё при жизни в посёлке Володарском молодые сёстры мамы - Шура, Маруся, Катя активно приняли революцию 1917 года, срывали погоны с околоточного, Маруся была членом ВКП(б) с 1918года, её портрет в 50—60-х годах был на стенде первых коммунистов в Москве.

 

В голодные годы революции начали всей семьёй производить папиросы (вручную набивали гильзы, а табак и гильзы покупались оптом). Табак везли из Крыма, Феодосии. Ездили за ним и Катя, и мама в бездорожье, в поездах - бандитизм. Работали помногу часов, прирабатывали и на сухарном заводике. Выжили. Эти же качества спасли семью и в годы войны с немецким фашизмом.

 

В посёлке, недалеко от дома мамы, был большой старинный парк, а в нём - кинотеатр. Ходил я туда часто, без сопровождения, соседка-билетёрша не требовала с меня денег, а я запомнил навсегда фильмы с Верой Холодной, Яковом Протазановым, Чарли Чаплиным в фильме "Огни большого города" и первую нашумевшую постановку "Острова сокровищ". От парка дорога направо вела к старинному еврейскому кладбищу, налево - к сухарному заводику и синагоге, а там же - к дому моей второй бабушки Крейны.

Дата публікації 15.07.2023 в 20:11

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: