Как бы то ни было, мы прожили вполне спокойно и счастливо в арендованном партией пустовавшем доме около месяца. Как вдруг в конце мая пришла мне повестка из военкомата - «... явиться с ложкой, кружкой» и т. п. – на военные сборы - как "рядового необученного". Почему? В чём дело?
Когда я показал военкому диплом с отметками и справку военной кафедры института о прохождении полного курса подготовки офицера запаса по специальности «Командир взвода управления артиллерийской топографической службы» (не уверен в точности названия) со сдачей соответствующих выпускных экзаменов на 5 и, в заключение, - свой «целенький» комсомольский билет, он, порывшись в бумагах, «огорошил» меня, объяснив что по соответствующему ведомству в офицерском звании я не аттестован, что всё дело в сохранившейся в личном деле старой институтской комсомольской характеристике 1952 года, где я по-прежнему числился "исключённым" из комсомола и поэтому недостойным воинского звания «лейтенанта запаса». Инертная «машина» военной чиновничьей службы, действовала с запозданием, и в моём личном деле завалялась старая институтская характеристика, отправленная в те «гнусные» дни гонений на "инакомыслящих" по инерции «вверх» по назначению… Следствием этого оттуда и поступил формальный отказ мне в офицерском звании («прощайте две звёздочки на погонах!»)…
Старая институтская характеристика военной кафедры, заготовленная ещё до моей фактической «реабилитации» (после смерти Сталина), сыграла свою зловещую роль... В ней (после фиктивного исключения из ВЛКСМ – см. главу 29) я характеризовался негативно – как политически неблагонадёжный и мне, соответственно, было отказано в присвоении воинского звания «лейтенант». Я об этом не знал, не интересовался своей «военной карьерой» - состоянием моих «военных» документов. Все помыслы были тогда направлены только на получение диплома. А после, в последующие годы, «закрутившись» в работе и личной жизни, вообще забыл про это.
Было, конечно, обидно, что я, сдавший на отлично все экзамены на звание «полного» лейтенанта запаса, получил в военкомате «оскорбительный» для меня солдатский билет «рядового необученного». Видя мой расстроенный вид, военком сказал, что дело можно легко исправить, и меня аттестуют в звании лейтенанта, если я заново пройду годичный курс переподготовки офицеров запаса…
Но - за что ? Я, тогда молодожён, - не решился на такую долгую разлуку и перерыв в работе – махнул на всё рукой. Теперь мне приходилось расплачиваться за свою легкомысленность – не оценив инертность и сволочизм «Системы» - скорой на неправедную расправу и медлительную при восстановлении справедливости...